Утренние страницы с Джулией Кэмерон

«Путь художника» — бестселлер последних 25 лет, признанный лучшим учебником по раскрытию творческих способностей. Первый базовый метод Джулии Кэмерон — утренние страницы. Рецепт на удивление прост: писать по три страницы, от руки, ежедневно, по утрам, — и это поможет восстановить или обрести творческий голос уже через 12 недель.

Утренние страницы с Джулией Кэмерон

«Утренние страницы годятся для художников, скульпторов, поэтов, актеров, адвокатов и домохозяек. Для всех, кто хочет попробовать себя в творчестве. Не думайте, что это занятие исключительно для писателей. Адвокаты, которые начали использовать этот метод, клянутся, что стали успешнее выступать в суде. Танцоры говорят, что теперь им проще поддерживать равновесие — и не только душевное. Кстати, именно писателям, которые никак не могут избавиться от прискорбного желания написать утренние страницы, вместо того, чтобы просто и бездумно водить рукой по бумаге, сложнее всего почувствовать их пользу. Скорее они ощутят, что другие их тексты становятся намного свободнее, шире по охвату и легче рождаются. Короче говоря, чем бы вы ни занимались или хотели заняться, утренние страницы — для вас».

«Что же такое утренние страницы? В самом общем виде их можно определить как поток сознания, умещенный на трех листках рукописного текста: «Эх, вот и снова утро… Писать совершенно не о чем. Хорошо бы постирать занавески. А вчера я вытащила одежду из машинки? Ля-ля-ля…». Более приземленно их можно назвать «канализацией для мозгов», ведь именно в этом и состоит их прямое назначение.

«Утренние страницы просто не могут оказаться неправильными или плохими. Это ежедневное бумагомарание спозаранку не должно иметь ничего общего с искусством. И даже с написанием грамотного текста. Я подчеркиваю это для непишущих людей».

«Такая «писанина» просто средство, инструмент. Ничего большего от вас не требуется — лишь водите рукой по бумаге и записывайте всё, что приходит в голову. И не бойтесь выдать что-нибудь чересчур глупое, жалкое, бессмысленное или чудное — всё пойдет в дело».

«Утренние страницы вовсе не должны быть умными, хотя иногда это случается. Но, скорее всего, этого не произойдет, о чем никто никогда не узнает — кроме вас. Никому другому не позволено их читать, да и вам тоже не стоит, по крайней мере первые два месяца».

«Иногда утренние страницы содержат красочные описания, однако чаще всего они полны негатива, будто склеены из жалости к себе, повторений, напыщенности, ребячества, злобы или монотонной бессмыслицы, а то и откровенной глупости. Вот и замечательно!»

«Вся эта чепуха, состоящая из злости и уныния, которую вы записываете по утрам, и есть то, что мешает вам творить. Переживания насчет работы, грязного белья, вмятины на машине, странного взгляда любимой — всё это клубится где-то на уровне подсознания и портит настроение целый день. Выплесните всё на бумагу».

«Утренние страницы — основной прием творческого возрождения. Как и всем художникам, переживающим период творческого застоя, нам свойственно безжалостно себя критиковать. Даже если весь мир думает, что мы вполне состоятельны творчески, мы всё равно считаем, что создаем недостаточно, да и это никуда не годится. Мы становимся жертвой собственного внутреннего вредины-педанта, который стремится к совершенству во всем, нашего вечного критика, Цензора, который засел в голове (точнее, в левом полушарии) и ворчит, то и дело отпуская ехидные замечания, похожие на правду».

«Зарубите себе на носу: отрицательное мнение вашего Цензора не соответствует действительности. Не сразу вам удастся это усвоить, но, выползая по утрам из постели и немедленно усаживаясь перед чистой страницей, вы учитесь избегать его».

«Утренние страницы не поддаются обсуждению. Никогда не пропускайте и не урезайте число утренних страниц. Ваше настроение не имеет значения. Гадости, которые вы слышите от Цензора, тоже не важны. Существует заблуждение, что нужно находиться в определенном настроении, чтобы писать. Это не так. Нередко лучшие произведения искусства рождаются именно в те дни, когда вам кажется, что всё, что вы делаете, — полная чушь. Утренние страницы отучат вас осуждать себя и позволят просто писать».

«Три страницы того, что взбредет в голову, — вот и всё, что от вас требуется».

«Когда меня спрашивают: «Зачем писать эти утренние страницы?» — я отшучиваюсь: «Чтобы попасть в потусторонний мир». Но в каждой шутке только доля шутки. Утренние страницы действительно уводят нас «по ту сторону» — страха, пессимизма, перемены настроений. А самое главное, они уводят нас туда, где Цензору нас уже не достать».

«Логически мыслящий ум был и остается ответственным за наше выживание в мире. Он работает по известным законам. Всё неизвестное воспринимается как неверное и, скорее всего, опасное. Такой ум предпочитает, чтобы все вокруг были похожи на аккуратных солдатиков, марширующих строем. Именно его мы обычно слушаем, особенно когда призываем самих себя мыслить здраво. Логический ум и есть тот самый Цензор, заставляющий нас возвращаться и пересматривать уже совершенное. Столкнувшись с оригинальной фразой, необычным оборотом, причудливым росчерком на рисунке, он восклицает: «А это еще что за фигня? Так не бывает!»

«Образное мышление — наш изобретатель, наше дитя, наш собственный рассеянный профессор. Он наверняка воскликнет: «Ух ты! Как здорово!»

«Цензор — это атавизм, рудимент того мышления, основной задачей которого было выжить. Именно он принимал решения о том, не слишком ли опасно выходить из лесу на незащищенные луга. Теперь же наш Цензор высматривает опасных чудищ на наших творческих лугах. Любая оригинальная мысль может показаться ему опасной. Ему нравятся только те фразы, картины, скульптуры, фотографии, которые он уже не раз встречал. Безопасные фразы. Безопасные картины. Никаких экспериментальных мазков, завитков и метафор. Прислушайтесь к своему Цензору, и он расскажет вам, что всё необычное неверно, опасно и отвратительно».

«Невозможно вести утренние страницы более или менее долго и не почувствовать контакт с некой внутренней силой. Несмотря на то что я начала их писать намного раньше, чем это поняла, они помогают твердо и ясно осознать собственное «Я». Эта тропинка ведет нас к самим себе, туда, где мы встречаемся со своим творческим началом и с Творцом».

«Утренние страницы составляют карту нашего внутреннего мира. Без них наши мечты остались бы terra incognita».

«Вы можете взяться за дело, желая разблокировать определенную творческую способность, но наш инструмент в силах высвободить и другие ваши таланты — те, на которые вы прежде не обращали внимания. Ингеборг двадцать лет писала музыкальные рецензии и стала одним из самых известных в Германии критиков. Она занялась страницами, чтобы вернуть легкость слога, и очень удивилась, когда сама начала сочинять музыку».

«Ненависть к утренним страницам — очень хороший признак. Как и удовольствие от этого занятия — даже если писать совершенно не хочется. Нейтральное отношение — еще один вариант реакции; как правило, за этим скрывается скука. А скука возникает, когда где-то внутри звучит фраза: «Да кому это нужно?». Подобный вопрос говорит о том, что вы боитесь сами себя, а значит, уже отчаялись. Так что выплесните свои страхи на страницу. Выплесните что-нибудь. И так три страницы подряд».

О том, как я проходила «Путь художника», и стоило ли это делать — здесь.

Подборку подготовила Татьяна Краснова

Еще о том, как вернуть вдохновение

Творческий колодец: черпать или наполнять

Творческое свидание с Джулией Кэмерон

Как мы пишем: рецепты вдохновения

Как всё успевать. Особенно самое главное

Как справиться с творческим застоем и не утонуть в море полезных советов

Творческие молитвы

Обзоры других книг о писательстве

Элизабет Гилберт о Большом волшебстве

Писательский дневник Анаис Нин

Сборник «Как мы пишем»: Как мы пишем: писательские технологии начала ХХ века

Книги для писателей, и можно ли по ним чему-то научиться

О пути автора к читателю

Соцсети любителей книг: зачем они читателю и писателю

Писатель в Инстаграме: хождение в народ

200 библиотек: как я с ними познакомилась

Поделиться на:   Facebook  |  Vk  |  Twitter

При перепечатке, указывайте ссылку на vitlive.com