Я обнаружила ее среди старых книг на балконе. Потрепанная общая тетрадка в коричневой обложке. Затесалась. В помойку ее. Машинально открываю — а она и не тетрадка вовсе, а КНИГА. Самодельная. Об этом и надпись гласит.
Амнезия мгновенно прошла. В газете «Пионерская правда», которую мне когда-то выписывали, самой интересной была последняя, четвертая страница. Первые три — о том, как важно быть примерным, — можно было вообще не читать. А на последней публиковались интереснейшие художественные произведения, иногда длинные повести, частями. Я эти части вырезала и наклеивала в специальную тетрадь.
Причем общие тетради, да еще с прочной кожистой обложкой, были ценностью — и речи не могло быть о том, чтобы использовать чистую. В ход пошла старая мамина рабочая тетрадка. Рукописные строки кое-где просматриваются.
Итак, ножницы, канцелярский клей, оставляющий желтые пятна — и можно перечитывать произведение целиком, а не кусками. Можно давать друзьям.
Однако загадки старинной тетради на этом не кончились. Только в одной из трех повестей, «Синева до самого солнца», указано имя автора — Анатолий Мошковский. Правда, текст оборван на середине. Почему не доклеила — хоть убей, не помню. В тетрадке осталось несколько свободных страниц. Зато стимулирует настоящую книжку найти и посмотреть, чем всё закончилось.
А два других произведения — безымянные. «Остров привидения» — может быть, это Крапивин? Предположение подтвердилось, только газетный вариант печатался в сокращении.
Не так просто оказалось выяснить, чьему перу принадлежит «Ловушка» — захватывающая фантастическая повесть. Поисковик ничего вразумительного не выдавал.
Но я точно помню, что это произведение коллективного разума. В газете было выложено начало: из безлюдного пояса астероидов поступает сигнал SOS, и туда спешит на помощь корабль с героями. А что они там находят — это предлагалось придумать читателям. Ребята присылали свои варианты, автор выбирал наиболее удачные и конструировал следующую часть, которая публиковалась в очередном номере. Очень-очень-очень было интересно, чем всё кончится!
Но сейчас меня интересовало, кто автор «Ловушки». Кто играл с детьми? Кто проделал эту гигантскую работу, перечитывая горы писем? Кто всё свел к финалу, где есть и непредсказуемость, и мораль? Отгадка пришла вместе с книгой Кира Булычева, полученной на день рождения. Да, мне всё еще дарят детские книжки.
Среди повестей об Алисе я вдруг увидела свою «Ловушку» — теперь она называется «Пленники астероида», и вместо японской девочки там японский мальчик, и добавлены крутые погони. Но робот Посейдон тот же, и в целом сюжет сохранился. Только разветвился, усложнился — в общем, подрос и возмужал со времен первой, давней публикации в детской газете.
Автор Татьяна Краснова
О других книгах детства
Книги детства: бедовые девчонки и примерные барышни
Еще о чтении и книгах
Медленное чтение: долгими зимними вечерами