А где же девочка?

Ещё в детстве мне виделся в истории о Пеппи Длинныйчулок какой-то подвох. Теперь дошло: никакая это не история о девочке. Там вообще никакой девочки нет.

А где же девочка

Ради объективности собрала статистику, почитала отзывы: те, кому книга не понравилась, дружно твердят, что, во-первых, фантазии через край, и никакая это уже у Пеппи не фантазия, а невозможное враньё, которое бесит. А во-вторых, что книжка ничему не учит. Наоборот, нормальные дети начитаются и как начнут по партам в школе бегать да взрослых перебивать.

Но ведь дети не идиоты. Большинство не нуждается в том, чтобы им поминутно вдалбливали прописные истины, и прекрасно различают, что такое хорошо и что такое плохо. Вспомните хотя бы себя. Кто-нибудь, прочитав книгу, начал бить яйца о голову?

Норму в книге Астрид Линдгрен представляют два центральных персонажа, о которых редко вспоминают — их затмевает Пеппи. Но выделялось бы это рыжее пятно так ярко без такого ровного фона? Томми и Анника — вот самое интересное в этой истории!

Близнецы или погодки, поскольку ходят в один класс. Мальчик и девочка (это важно). Дети как дети: умеют себя вести, нормально учатся, живут в нормальной семье. И вместе с тем они верные спутники Пеппи, участники и зрители всех её проделок. Мало того, она — лучшее, что есть в их жизни.

А теперь представьте, что их нет — и что такое артист без зрителей? Кто оценит его цирковые номера? Или вариант: они такие же, как Пеппи — тут вообще весь сюжет поломается, тогда уж точно будет СЛИШКОМ. Нет, они нужны такими, какие есть — обычными детьми, которым хорошо известно, чего хотят от них взрослые и по каким правилам работает этот мир. Но которым жизненно необходимы сказка и фантазия.

А теперь «помножение»

Точнее, сложение. (1 + 1) + 1.

Анника и Томми («нормальная», рациональная часть личности) + Пеппи (фантазия, творческое начало) = целостный человек, полноценная человеческая душа.

Без любого из слагаемых равновесие нарушается. Потому они и не могут друг без друга и разлука превращается в трагедию — в итоге на тропический остров в страну Веселию едут все вместе.

Книга о Пеппи — это книга о свободе

Выходки рыжей девчонки визуализируют наши подлинные желания, которые мы с ранних лет привыкаем сковывать, соблюдая приличия и условности: а она ест в гостях столько, сколько хочется на самом деле, не слушает скучной болтовни взрослых, не соглашается набивать голову неизвестно зачем нужными сведениями.

И читатель ловит свой кайф, увидев на минутку, что невозможное-то возможно! Потому что сам хочет/хотел иметь обезьянку и лошадь! И скучных тёток не слушать! И бесить может именно то, что ей «можно», а нам «нельзя», что она свободна, а я, вероятно, искоренил в своей душе свободу, фантазии... фантазии о свободе. Потому книжка двояко и действует: на одних — исцеляюще и освежающе, на других — раздражающе.

Все поступки Пеппи — галерея картин, создаваемых подсознанием, но не выпускаемых обычно наружу: мечты о подвиге (Пеппи спасает ребёнка на пожаре), и чтобы все-все тебя любили (провожает её на корабль весь город с оркестром), и чтобы было много друзей (все дети города — её друзья). И чтобы родители не мешали! Недаром папа-мама убраны из повествования под благовидным предлогом, а папа даже когда появляется, то ничего не портит, потому что «сам такой».

«…никогда ещё не слышала, чтобы какие-нибудь дети огорчались, оставшись одни без взрослых; на радостях я даже готова выучить наизусть всю таблицу помножения».

Отсюда же — нереальная сила, которой обладает маленькая девочка. От чего больше всего страдают дети? От собственной слабости, постоянной подчиненности, подназорности, всевозможных видов насилия, от того, что их не слушают, с ними не считаются. Любой обидеть может, и свой, и чужой. А вот бы как задать им всем! Как ткнуть одним пальцем!

Мир Пеппи — это мир без страха

Всё, чего могут бояться и дети, и взрослые — бандиты, воры, стихийные бедствия, хищники, сильные мира сего — ничто не представляет угрозы, и всё превращается в приключение.

В общем, книжка мечтами наружу. И никакая это не книга о девочке. Она совсем не вписывается в канонические девчачьи истории, её нельзя судить с позиций реалистичности — это не просто сказочное, а символистское, многоплановое, притчевое произведение.

Это книга о детстве! О детстве и девочек, и мальчиков. И Анник, и Томми. А Пеппи — это сама мечта, сама фантазия, это лучшая часть нашей души.

Автор Татьяна Краснова

О других книгах детства

Капина книга

Книги детства: бедовые девчонки и примерные барышни

Загадка старинной тетради

Поделиться на:   Facebook  |  Vk  |  Twitter

При перепечатке, указывайте ссылку на vitlive.com