Творческий вуз
Профессиональные знания — самые сильные витамины для творчества. Однако часто встречается такое свежее суждение: да разве можно научить творить?! Ядовитые выпады против Литературного института, например, давно стали общим местом.
Тут приходят на память слова Ахматовой о Брюсове: он знал секреты, но он не знал тайны. В Литинституте дадут хорошее филологическое образование и обучат секретам — с точки зрения того мастера, который будет вести творческий семинар. И семинарские обсуждения написанных произведений — система зеркал, причем разных — полезна и необходима любому пишущему. А вот тайну каждый открывает сам, независимо от того, учится он в творческом вузе или не учится.
Какой эффект?
Помимо творческой среды и филологического образования, Литературный институт дает заряд энергии на годы вперед. Для меня он остался не только светлым воспоминанием, но и важным, направляющим событием жизни.
Школы и курсы
Для многих это более удобный по деньгам и времени формат, в сравнении с пятилетним обучением в институте. Частных школ появилось достаточно (Школа писательского и поэтического мастерства Лихачева, Creative Writing School Майи Кучерской, Школа «Хороший текст», основанная Татьяной Толстой).
Преимущество этого варианта — гибкий подход. Сроки обучения — от двух недель до трех месяцев. Есть очные и онлайн-мастерские, летние школы и личный коучинг, мастер-классы именитых и знаменитых. Предлагаются ускоренные и индивидуальные курсы, одновременное получение всех обучающих материалов, наставничество. Словом, возможно как начать с нуля, так и совершенствоваться параллельно с работой или основной учебой, во время отпусков и каникул.
Какой эффект?
В нулевых годах, через 15 лет после окончания Литинститута, я еще раз поучилась там на семинаре беллетристики. Для меня это были нелегкие времена: я почти год ничего не писала и больше всего хотела выйти из этой клинической смерти.
Семинар вела известная писательница Татьяна Александровна Сотникова (псевдоним — Анна Берсенева). Занимались мы раз в неделю, по субботам, в течение одного учебного года — с октября по май. Набралось двенадцать человек, к концу учебы осталось семь.
Практические занятия оказались полезными, атмосфера Дома Герцена была по-прежнему волшебной, а с некоторыми семинаристами мы общаемся до сих пор. Почти все к концу курса написали что-то новое. У меня это был роман «Конкурс песочных фигур», с которого началась еще одна книжная серия. То есть то, за чем я приходила, произошло — второе дыхание открылось.
Творческие клубы
Клубы литераторов раньше были в любом доме культуры. Сейчас они тоже встречаются, в том числе при вузах и библиотеках. Участие в них — хорошая возможность обзавестись единомышленниками, группой поддержки или бета-ридерами; устраивать обсуждения, творческие вечера, совместные встречи с читателями; выпускать коллективные сборники.
Здесь, как правило, не ставятся образовательные цели, но литературный бульон необходим любому автору. Даже если во всей округе найдется всего пара пишущих, два — это куча.
Эти клубы могут выступать своеобразной эстафетой поколений, когда одни участники впервые видят себе подобных, а другие могут поведать о встречах с литературными знаменитостями.
Например, в конце 1980-х истринское литобъединение, куда я несколько раз заглянула, собиралось в квартире поэтессы Екатерины Холиной. В молодости та была приятельницей Сергея Есенина, который называл ее «Рыжик». Теория рукопожатий на практике — тут их даже не шесть, а всего два. Так классики перестают быть портретами и памятниками и становятся живыми людьми.
Какой эффект?
Я была десятиклассницей и автором нескольких толстых романов, когда впервые отважилась прийти в городское литературное объединение. Родители собирались отдать меня в местный политех. Надо было срочно спасаться. Умные взрослые меня поддержали, сообщили, что существует Литинститут, всячески тактично помогали, пока я там училась; активно публиковали в местной прессе и выдвигали на конкурсы и премии.
Запасной вариант
Если на систематическую учебу совсем нет сил/средств/времени, остается старый проверенный способ — книжки читать. По собственному выбору, в индивидуальном темпе. Существует достаточно качественной и эффективной литературы по писательскому мастерству.
Еще один образовательный ресурс, о котором стоит сказать, — «Справочник писателя» Эльвиры Барякиной, где собрано более 200 статей, видео, лекций и курсов. Плюс этого проекта в том, что он, в отличие от многих сайтов, посвященных писательской тематике, постоянно обновляется и прирастает актуальными материалами, соответствующими сегодняшнему состоянию книжного рынка.
Альтернативный подход
А вот Элизабет Гилберт, автор бестселлера «Есть, молиться, любить», считает, что начинающему писателю полезнее учиться, так сказать, по книге жизни. Для нашей страны, где образование — не просто приоритет, а священная корова, и детей начинают обучать ещё до рождения, такой подход может показаться сомнительным. Как это — не получать высшего образования?!
«Боюсь, что многие платят бешеные деньги за обучение в школах искусств, не отдавая себе отчета, что, в сущности, испытывают судьбу, потому что — на первый взгляд — кажется, что они делают солидные инвестиции в своё будущее. В конце концов, ведь это же школа, где люди обучаются профессии, а профессия — дело солидное и внушающее доверие — так разве это не стоит вложения денег? Но искусство — не профессия в привычном смысле. Творчество не гарантирует обеспечения работой, трудовую занятость, такого никогда не будет».
Аргументы отрезвляющие, к ним стоит как минимум прислушаться.
«Вместо того чтобы набирать кредиты, чтобы оплатить учебу в школе искусств, попробуйте лучше ближе познакомиться с миром, исследовать его смелее. Или смелее отправляйтесь в глубь собственной души. Честно и всерьёз оцените то образование, которое вы уже получили, — прожитые вами годы, выдержанные за это время испытания, навыки, которые вы приобрели. Если вы молоды, позвольте миру научить вас всему, чему только возможно».
Автор: Татьяна Краснова
Образование для писателя
Литературный институт: питомник в историческом центре
Литературные объединения: взлетная полоса
Книги для писателей, и можно ли по ним чему-то научиться
Как я проходила курс «Успешный писатель»
Бесплатное интернет-образование для творческих людей
Обзоры книг о писательстве
Элизабет Гилберт о Большом волшебстве
Джулия Кэмерон «Путь художника»: Как я отправилась в «Путь художника» и стоило ли это делать
Писательский дневник Анаис Нин
Сборник «Как мы пишем»:
Как мы пишем: писательские технологии начала ХХ века
О пути автора к читателю
Соцсети любителей книг: зачем они читателю и писателю