«1. Голодный художник думает, будто художником рождаются. Успешный художник знает: им становятся.
2. Голодный художник стремится быть оригинальным. Успешный художник впитывает окружающий мир.
3. Голодный художник думает, что его таланта достаточно. Успешный художник учится у мастеров.
4. Голодный художник упрям всегда. Успешный художник упрям в нужное время.
5. Голодный художник ждет, когда его заметят. Успешный художник находит покровителей.
6. Голодный художник верит, что творчеством можно заниматься где угодно. Успешный художник вливается в творческий поток».
7. Голодный художник работает в одиночку. Успешный художник сотрудничает с другими.
8. Голодный художник не показывает свою работу. Успешный художник открыт публике.
9. Голодный художник работает бесплатно. Успешный художник работает за вознаграждение.
10. Голодный художник продает первому покупателю. Успешный художник продает выгодно.
11. Голодный художник владеет одним ремеслом. Успешный художник – многими.
12. Голодный художник пренебрегает потребностью в деньгах. Успешный художник зарабатывает, чтобы творить».
В 12-ти заповедях все написано правильно, однако стоит уточнить: путь каждой знаменитости, которая приводится в пример, уникален, мало того — привязан к той эпохе и тому состоянию рынка. Сегодня этот опыт невозможно масштабировать. Таким образом, в сухом остатке остаются только общие места: трудолюбие и упорство в достижении цели. Ну а это каждый и сам знает.
Нельзя здесь забывать и об ошибке выжившего: приводятся примеры только успешных, как при жизни (Микеланджело), так и после смерти (Ван Гог). За скобками — великое множество тех, кто тоже все делал правильно, но не достиг результата.
Еще одно скрытое (но не очень) противоречие: вместо покровителей и меценатов, оставшихся в прошлом, автор предлагает творцам использовать в этом качестве самого себя, не спешить увольняться с нетворческой работы и — вуаля! — рассматривать ее как источник дохода для того, чтобы иметь возможность заниматься искусством. А то мы сами не догадывались! Большинство в наши дни вынуждено зарабатывать и без этого полезного совета.
Если же называть вещи своими именами, современному художнику предлагают (а ему и так приходится) просто-напросто впахивать в два раза больше — творческая смена вслед за обычной трудовой, за счет отдыха и свободного времени. Сколько он так продержится, банально зависит от его здоровья, а не от правильных установок, благих намерений и любви к искусству — но об этом не говорится ни слова.
К тому же при этом искусство автоматически меняет статус и переходит в разряд хобби: то, что не приносит дохода, а требует вложений = хобби. Даже не ремесло, хотя человек при этом может быть профессионалом. Я не говорю, что это плохо — это так, как оно есть. Мир необратимо изменился. Книга — о материальной стороне занятия искусством, о том, что люди творческой профессии не должны голодать, в чем никто и не сомневается — но если речь идет не о профессии, а о хобби, то это подмена понятий.
И тут же автор заявляет: не работайте даром. Книга вообще-то о монетизации творчества. Может быть, имеется в виду, что этап хобби — для начинающих, но не упомянуто, где его границы, а также то, что многие дальше и не продвинутся.
В итоге вместо одного мифа — о голодном художнике — предлагается другой — об успешном успехе, такой же не новый. Во вступительной части обещают инструкцию — как его достичь, но это просто продающая фраза. Такой инструкции в принципе не существует.
Еще об искусстве
Ван Гог: письма брату
Амбруаз Воллар: искусство на прилавке
«Мир, зачитанный до дыр»
3 книги об искусстве
О биографиях художников
Портрет художницы в юности
Забытые романы: «Перед зеркалом»
Таинственный всадник
Живопись на открытках
Посткроссинг: женщины в живописи
Цветочные феи и эльфы
И на почтовых марках
«Каждому следовало бы что-нибудь искать, если не марки, то хотя бы философский камень»