Сто волшебных существ
Первую открытку с цветочной феей я получила случайно — посткроссеры обычно стараются подобрать то, что наверняка порадует адресата, но посылают и сюрпризы. Так я узнала о существовании английской художницы Сесиль Мэри Баркер и волшебном мире, который она создала.
Невинность и очарование этого светлого мира, чистота и непосредственность детства — такое волшебство действует безотказно! Феи Сесиль Мэри Баркер появились в моем виш-листе, а еще я нашла тематические группы по обмену открытками с ее иллюстрациями. И вскоре ко мне полетели феечки из Великобритании, США, Канады, Бельгии, Германии, Испании, Литвы, Таиланда, Китая. А еще из Москвы, Мытищ, Рязани, Липецкой области. Где только не любят творчество этой художницы!
На обороте той, самой первой открытки, значилось, что она из набора «Cicely Mary Barker. Flowers Fairies. One Hundred Postcards». Сто цветочных фей! Конечно, мне захотелось увидеть их всех. Набор удалось раздобыть: чудесное оформление, коробка в виде книги — содержимое можно перелистывать, словно альбом, пересматривать, любоваться, читать названия растений на обороте. Это не только эстетическое удовольствие, но и арттерапия, настроение на глазах выравнивается и улучшается.
Ну и, конечно, чистые открытки разлетаются по разным странам, а их место в коробке занимают полученные. Надеюсь, когда-нибудь они все поменяются местами.
Родом из Англии
Сесиль Мэри Баркер росла болезненной девочкой и получила домашнее образование. Отрадный случай, когда семья не препятствует и проклинает, а поддерживает и помогает: отец, резчик по дереву и художник-любитель, гордился дочерью, оплачивал учебу на заочных курсах по искусству и в вечерних классах Кройденской школы искусств. А еще отнес работы Сесиль одному из известных издателей, который их купил и напечатал в серии открыток. Художнице было тогда 15 лет.
После Первой мировой войны людям хотелось красоты, покоя, уюта, и жизнерадостные рисунки с цветами и феями стали популярны. Этому способствовал и интерес к волшебной теме королевы Марии, которая рассылала своим друзьям открытки с рисунками фей. Конечно, они тут же вошли в моду.
Если присмотреться к личикам, можно заметить, что у каждой феи свой характер, они все разные, и не приторно-сиропные, а живые. Сесиль делала рисунки с натуры, наблюдая за малышами из детского сада, которым заведовала ее сестра. Волшебные костюмчики с крыльями она придумывала и шила сама. После смерти 77-летней художницы в 1973 году оригиналы ее рисунков раздали изображенным на них «моделям» или их родственникам.
Каждый рисунок посвящен отдельному растению, причем цветы и деревья нарисованы с ботанической точностью. Баркер просила детей держать в руках цветок или веточку, чтобы добиться достоверности изображения. Если нужного растения не было, она обращалась в лондонский ботанический сад. «Но я никогда не видела фей; феи и все, что с ними связано — это просто фантазия». Художница, одинаково хорошо владевшая маслом, акварелью, пером и пастелью, предпочитала работать в смешанной технике — акварель плюс «перо и чернила».
Работы Сесиль Мэри Баркер можно посмотреть на официальном сайте, где также есть игры для детей, раскраски, новости о фестивалях, биография художницы, семейные фото. И, конечно, вокруг ее творчества создана целая индустрия: не только книги, открытки, альбомы, но и детская одежда, украшения, игрушки, сувениры, канцтовары.
Песни цветочных фей
Что касается книг, то существует множество современных изданий на основе восьми основных сборников: феи четырех времен года, феи садовых цветов, феи придорожных цветов, феи деревьев и цветочный алфавит. В каждом сборнике — около 20 рисунков.
Меньше известно, что Сесиль Мэри Баркер не только художница, но и поэтесса, и каждому рисунку соответствует стихотворение — более 180 песен цветочных фей. Русский перевод я видела на «Стихи.ру». Таким образом, существует целая стихотворная иллюстрированная энциклопедия по ботанике.