Эту книжку я повстречала в Судаке, в библиотеке дома отдыха. В нулевых годах мы то и дело катались в Крым: сначала в «крымскую кругосветку» с осмотром всевозможных достопримечательностей, от Голицынской тропы до Чуфут-Кале, а потом на пляжный отдых. Полюбился Восточный Крым с его неповторимой дымкой и белыми персиками.
Книга пленила меня с первых страниц: большая, богато иллюстрированная, со множеством репродукций волошинских акварелей и уникальными фотографиями. Все материалы с любовью подобраны. Есть раздел «Посвящения» — книга в книге, где уместился весь Серебряный век со всеми персоналиями. Все, кто когда-то бывали в Доме поэта в гостях у Волошина и кому он посвятил свои стихи.
Отдельный кайф ловится от от фрагментов на широких полях, выделенных цветным шрифтом: выдержки из писем, дневников и мемуаров тех, о ком идет речь и кто смотрит на тебя с фотографий. От этих лакомых кусочков тянутся ниточки к другим книгам, вроде «Зеленой змеи» Маргариты Сабашниковой или воспоминаний Евгении Герцык — их потом удалось отыскать в интернете, а узнала я о них благодаря вот этой точке схода, «Коктебельским берегам».
Книга объемистая, и не из тех, что глотаются, а из тех, что смакуются, и, снова приезжая в Судак, я брала ее в библиотеке раз за разом. Она всегда была свободна и ждала меня — стихи, вероятно, мало кого привлекали.
Потом я пыталась найти ее в Москве, но безрезультатно. И вдруг увидела на «Озоне» — но стояла цена около 700 рублей, и меня задушила жаба. А затем — совесть: надо было брать, ведь старое издание, может и не мелькнуть больше.
Мелькнуло на сайте магазина «Москва»! И я решилась. Пусть уже 880. Пусть дома на меня странно посмотрят: я как раз провожу реформу книжных шкафов и добрую треть запасов раздарила в библиотеки и отправила на буккроссинг. Одно выносит (даром), другое вносит (за деньжищи). Нечего больше ждать, я уже проверила свои чувства: если за десять лет о ней не забыла, значит, это не каприз и не прихоть, и она действительно мне нужна.
В магазине ее долго-долго-долго искали, по всему букинистическому отделу. Ничего, я постою, сниму шубу. Но продавщица развела руками: в компьютере числится, а на самом деле нет. Что ж, не судьба. Оставляю для галочки свой телефон, особо не надеясь на чудо. Ну кто там будет тратить время и мне звонить, даже если она найдется…
А через несколько дней — звонок из магазина: она нашлась! Завалилась на дальнюю полку. Значит, судьба! Но сюжет, как и положено, обрастает другими препятствиями: отложить могут не больше, чем на неделю, а я буду в Москве только через месяц. Опять оставалось надеяться, что она меня дождется и не улетит с каким-то другим покупателем.
А теперь счастливый конец: она дождалась, я привезла ее домой!
Вот только замечаю, что пока переворачиваю страницы уж слишком аккуратно, как будто бы она библиотечная.
Автор Татьяна Краснова
Еще об именах Серебряного века
Еще о русской классике
Заметки на полях социального романа
Репетиция «Трех сестер» и «Вишневого сада»