Евгения Перова «Только ты одна»
Эта книга напоминает картины Ренуара, где одни пары кружатся в танце, а другие сидят за столиками — разные отношения, лица, взгляды, характеры. Мне интересны такие многофигурные композиции, когда роман превращается в мозаику из историй: родители и взрослые дети, их друзья, друзья друзей, новые пары, которые создаются на глазах читателя. И все это образует общий танец, и в этих взаимосвязях выявляются смыслы и прорисовываются портреты главных персонажей.
А еще мне понравилось, что главные герои, возрастная пара, которая расстается в самом начале книги, все-таки решила НЕ сохранять свои (исчерпанные) отношения. А по аннотации можно было понять, что могут и помириться. Прямо гора с плеч!
Макс Фрай «Мой рагнарек»
С полным восторгом прочитала два цикла подряд, «Лабиринты Ехо» и «Хроники Ехо», а на этой книге споткнулась. Стала размышлять, в чем дело, потому что Макса Фрая (и персонажа, и автора) люблю по-прежнему.
Повспоминала другие книги, где за основу берутся общеизвестные мифы, и пришла к выводу, что просто не люблю ретеллинг как жанр. По-моему, миф должен сквозь ткань современной прозы слегка просвечивать, и чем тоньше это сделано, тем лучше. А автор, способный создать собственный миф, вообще не нуждается в такой основе, даже для пародии.
Николай Кукушкин «Хлопок одной ладонью»
Образец отечественного научпопа, когда о сложных материях рассказывается не просто доступно для понимания, но еще и ярко, образно, с юмором.
Книга привлекла тем, что автор, эволюционный нейробиолог, не только прослеживает эволюционный путь живой природы, а начинает с самого начала — с возникновения живого из неживого, с того самого «супа», в котором изначально было всё намешано.
Наконец-то стало понятно, как работает клетка растения, питаясь водой и солнечным светом, как и то, и другое преобразуется в ней — и как, по-своему, питается животная клетка. Ну и так далее, вплоть до работы ДНК и мозга.
Наконец-то нашелся ученый, который на стыке научных дисциплин — биологии, химии, ботаники, зоологии, антропологии — свел вместе разрозненные знания, которые нам пытались давать на одноименных школьных уроках.
Гарси Ордоньес де Монтальво «Очень храбрый и непобедимый рыцарь Амадис Гальский»
Я не фанат рыцарских романов, за исключением «Дон Кихота», поэтому для любимого романа самого Дон Кихота было сделано исключение. Хотелось понять две вещи: 1) почему эта книга имела исключительный коммерческий успех и 2) как работал автор, удерживая внимание читателя.
О популярности Амадиса свидетельствует как сам Сервантес, так и книготорговцы и издатели второй половины XVI века. При этом стоила книга дорого:
«чтобы купить ее, плотник должен был работать 2 дня, землекоп или подсобный рабочий на стройке — 4, а женщина-поденщица — 25-30 дней. На эти деньги один человек мог питаться 5-6 дней, а средняя городская семья — жить 1-2 дня».
Ну что же, повествование динамичное, автор не устает бросать героя из огня да в полымя, как будто начитался современных книг по написанию сценариев. И батюшки, там и впрямь сплошные великаны и волшебники! Удивило непомерное количество внебрачных связей и детей.
Построение сюжета очень напомнило компьютерные игры. То есть романист 16 в., современные киношники и игровая индустрия нажимают на одни и те же кнопки. Природа человеческая в своей основе — та же самая, за 500 лет не сильно изменилась и так же нуждается в коктейле из ужасного, удивительного и сентиментального. Прежние схемы действуют.
Терри Пратчетт «Кот без прикрас»
Забавная книжка с множеством смешных картинок, художник Грей Джоллифф. Идеальный вариант для выходного или отпуска. Мини-энциклопедия, всё о котах: какие они бывают, как назвать кота, как накормить, как вылечить, как развлечь. Кот в дороге, кот в саду и огороде, кот и другие животные, кот и дети. Это было знакомство с автором, впереди меня ожидает его знаменитый «Плоский мир».
Еще о современной литературе
Проза Евгении Перовой
«Книга формы и пустоты»: люди, вещи, книги
Новый год не за горами
Еще о фэнтези
В наших жилах течет не кровь, а звездный свет
Вальтер Моэрс: здесь начинается рассказ
Крестоманси: семикнижие Дианы Джонс
Еще качественный научпоп
Бонобо — наша дружелюбная родня
«Мы делали невозможное, потому что не знали, что это невозможно»
Ракетчики