Надо сказать, что фанатом Миядзаки я заделалась не сразу. Пара фильмов, случайно увиденных по ТВ в детстве, не оставила жгучего желания пересматривать и, по всей видимости, сильно не впечатлила. А ведь то были шедевры мировой анимации «Мой сосед Тоторо» и нашумевший оскароносец «Унесенные призраками».
Более того, спустя годы, когда я была уже взрослым зрителем, такие картины, как «Бродячий Замок Хаула» и «Шепот сердца», конечно, произвели впечатление, но на сугубо внутренней пятибалльной шкале не поднялись выше четверки.
Но вот проходит время, и я неожиданно открываю для себя целый мир, причем в числе не только свежих фильмов мастера, но и среди тех самых, забракованных мной же картин. Тут-то и возникает закономерный вопрос: что же особенного в этом Миядзаки? И чего я не замечала раньше?
Атмосфера
Первое, что поражает, — это невероятно уютная, солнечная и вдохновляющая атмосфера. Погрузившись в мир ярких красок, смелых приключений и безграничных возможностей, ты выныриваешь другим человеком. Одухотворенным, с твердым намерением жить и творить. Творить что-то необыкновенное, сказочное и потрясающее. Что-то, что способно удивить и вдохновить других.
Это желание удивлять и вдохновлять, кажется, заложено чуть ли не в каждой картине автора. Он словно делится им со своим зрителем, не требуя ничего взамен. Так, после очередного просмотра «Тоторо» я поняла, что нарисую на кухонном окне. Идея витража давно уже пришла в голову, но вот что именно малевать, какое-то время оставалось загвоздкой.
А что особенного?
Для меня особенность заключается в мелочах, случайных кадрах, создающих ту неповторимую атмосферу. Будь то железная дорога, рассекающая прозрачную гладь водного пространства; или потешные труселя, вывешенные не где-то, а в машинном отделении воздушного судна (то еще место для сушки!); золотистые нити из «Навсикаи из Долины ветров» или летняя жара и огни большого города из «Шепота сердца».
И, конечно же, всегда любовь и дружба. Любовь к друзьям, любовь к людям, любовь к миру, помоги другому — и помощь к тебе обязательно вернется. Простые, казалось бы, вещи, но просто ли о них рассказать? Рассказать так, чтобы не возникло чувства клише, заезженной пластинки и пресловутой предсказуемости. Показать так, чтобы на душе стало тепло, глаза загорелись, и зритель ушел с полной уверенностью, что прикоснулся к чуду. Не думаю.
Слона-то я и не заметил
Почему же я сразу не разглядела шедевр? Не поняла и не оценила в детстве, да и в юности как-то не сразу? Думаю, тогда в моей жизни было просто достаточно творчества. А когда его отчаянно стало не хватать, жизнь превратилась в «должен», «надо» и «для души как-нибудь потом», картины Миядзаки засияли как лучи во мраке и напомнили, что кое-кто не теряет время.
Автор Александра Руппель
Еще о Миядзаки
Хаяо Миядзаки — творчество, которое вдохновляет
Еще об аниме и манге
Японская манга: становление личности
Еще больше вдохновляющих фильмов
Мотивирующие фильмы: сделано в СССР