Софья Ковалевская: воспоминания детства

Ученая-математик была еще и прекрасной писательницей. Поэзия дворянской усадьбы, папа-генерал, мама-красавица, старшая сестрица, преданная нянюшка, строгая гувернантка — добротная проза, свидетельствует о литературной одаренности автора. Софья Ковалевская в детстве читала запоем и сочиняла стихи, а впоследствии написала подробные воспоминания о своем детстве, о семье.

Софья Ковалевская воспоминания детства А что, собственно, она сделала в науке? Открыла третий классический случай разрешимости задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки. Доказала существование аналитического решения задачи Коши для систем дифференциальных уравнений с частными производными. Изучала кольца Сатурна — выполнила расчеты с учетом массы кольца и сделала выводы о его форме и устройстве. И еще много чего успела, прожив всего 41 год. Фото из открытых источников.

Единственное, чего в них нет — это того, о чем мне хотелось узнать больше всего: откуда взялась математика? Откуда взялось стремление посвятить себя науке? Оставить родительскую семью и уехать ради учебы за границу в 18 лет, организовав для этого фиктивный брак?

Было бы неудивительно, если бы чувствительная книжная девочка, описанная в воспоминаниях, стала писательницей/переводчицей, но — преломление света в кристаллах? Кольца Сатурна? Дифференциальные уравнения? Вращение твердого тела вокруг неподвижной точки? Как? Откуда?

Ну да, дядя-книгочей, любивший поговорить с племянницей о прочитанных журналах. Ну, детская комната, оклеенная вместо обоев страницами из научного труда с формулами. Обо всем этом было известно и раньше: сериал 1984 года, который я, как оказалось, неплохо помню, исчерпывающе показывает жизненный путь первой в мире женщины — доктора наук. А из воспоминаний хотелось узнать о ее собственных чувствах и мыслях, увидеть картину ее жизни изнутри, глазами самой Софьи.

Но увы, она пишет с бóльшим интересом не о себе, а о своей старшей сестре и ее несостоявшимся романе с Достоевским (об этом подробно показано в сериале «Достоевский» Владимира Хотиненко, и младшая сестрица Соня там тоже присутствует).

Kovalevskaya.jpg

С таким же барьером я столкнулась, читая воспоминания Авдотьи Панаевой: интереснейшая биография, но женщина не впускает в свой внутренний мир, не делится переживаниями, не пытается объяснить те или иные события своей жизни, а просто описывает их внешний ход. Только одна болевая точка у Ковалевской хоть как-то обозначена: Софья рассказывает о том, что была нелюбимой дочерью, и как это повлияло на развитие ее характера.

Приходится смириться, объясняя себе, что такова была традиция: женщинам, даже передовым и просвещенным, не полагалось высовываться со своими чувствами, травмами и размышлениями. Сдержанность. Приличия. Застегнутость на все пуговицы. Это сейчас создали жанр автофикшен с акцентом на исповедальность, рефлексию, переживания и их осмысление, но в конце 19 века женщина, которая просто пишет/читает/считает, уже являлась чудом.

Потом плюс к воспоминаниям я нашла в Сети «Автобиографический рассказ», в котором говорится о том, как сложилась жизнь Софьи Ковалевской в дальнейшем, о семье, о научной карьере. Он вообще написан сухо и лаконично, как официальная биографическая справка. Но для читателя это все же лучше, чем Википедия — все-таки из первых рук.

Еще о биографиях ученых

«Я нашел для себя науку, в которой мне было над чем подумать, науку, имеющую философское значение»

«Мы делали невозможное, потому что не знали, что это невозможно»

Еще о необычных женских судьбах

Серебряный век: неистовая Надежда

Посмотрите на Лизу

При перепечатке, указывайте ссылку на vitlive.com