«Неутолимая любознательность»
Ричард Докинз — эволюционный биолог, профессор Оксфордского университета, ученый, который входит в сотню самых гениальных людей, живущих в настоящее время. Обнаружив, что среди его книг о науке появилась еще одна — о его собственном пути в науку, я ее сразу раздобыла. Правда, заголовок не понравился, но что поделать — так перевели.
Первая половина автобиографии читается залпом: о семье, о детстве в Африке (родился в Кении, затем семья жила в Малави), об учебе в закрытых английских школах. Тем, кто любит книги Даррелла, эта тоже понравится.
Во второй части повествование сдвигается в сторону научных тем и интересов, в то время как хотелось бы больше знать о жизни Докинза-студента и молодого специалиста, который отправляется работать туда, куда приглашают — сначала в США, потом назад в Англию. Все-таки когда человек сам пишет о себе, то очень о многом умалчивает.
Настоящее удовольствие — рассматривать собранные в отдельный раздел семейные фотографии. Ожившая эпоха! Первая половина XX века. Лица, костюмы, прически — словно из фильмов о мисс Марпл и Пуаро. Одухотворенные умные лица. Несколько поколений, учившихся в Оксфорде.
Как же вырастают гениальные ученые и их неутомимая любознательность? На какой почве? Меня поразил уровень самостоятельности ребенка, над которым не трясутся и не водят за ручку. Отец — чиновник в британских колониях, мать — при отце, а маленький мальчик, поскольку они живут в отдаленном районе, сам добирается до школы на вертолете и поезде — и это считается нормальным. И ничего не случается.
А потом уже в Англии — «хогвартс», и тоже в порядке вещей то, что родители расстаются с сыном ради того, чтобы он получил хорошее образование, и не учат с ним уроки, не нанимают репетиторов, не ходят по пятам, не опекают. Не водят на кружки. Он справляется сам со своей жизнью и школьными обязанностями, при этом не считая себя несчастным, обделенным, отторгнутым от семьи. На фото — улыбающийся ребенок без следа детской травмы.
И период фанатичного увлечения религией он тоже благополучно и самостоятельно переживает — особенно интересный момент в биографии будущего убежденного атеиста, критика креационизма и разумного замысла.
«Эгоистичный ген»
В одном из недавних интервью Улицкая сказала, что информация, которая для генетиков во времена ее молодости была революционной, теперь известна каждому восьмикласснику. Я прикинула, как мне далеко до восьмиклассника, и захотела ликвидировать пробелы и почитать Докинза. «Эгоистичный ген» — одна из его самых популярных книг.
«Я давно уже чувствую, что биология должна увлекать не меньше, чем какая-нибудь таинственная история, потому что она и есть некая таинственная история».
По ходу чтения всё время приходилось себе напоминать, что речь идет о животных, насекомых и птицах, потому что все примеры воспринимались как «Анна Каренина», «Король Лир» и «Сага о Форсайтах».
Сделала для себя ряд открытий: что наше бессмертие не в детях, а во внуках… и не особо оптимистичное — что наши личные свойства, от внешности до талантов, которые мы можем передать потомкам, исчезнут уже через несколько поколений, размоются, растворятся в другом генетическом материале. Гораздо быстрее, чем мне представлялось. Фактически наша уникальность исчезнет вместе с нами. Так что пишите книги, картины, музыку… хотя бы дневники.
«Не стоит искать бессмертия с помощью размножения. Если, однако, вы вносите какой-то вклад в мировую культуру, если у вас возникла хорошая идея, если вы сочинили песню, изобрели свечу зажигания, написали стихотворение, они могут продолжать жить в первозданном виде в течение еще долгого времени после того, как ваши гены растворятся в общем фонде».
А главная интрига — в чем, собственно, наша человечность, отличие нашего вида от других животных, и есть ли оно. Придумали мы альтруизм из головы, или он всё же является составной частью эгоизма и необходим для выживания.
«Пусть он [читатель] знает, что если он, подобно мне, стремится к созданию общества, члены которого великодушно и самоотверженно сотрудничают во имя общего блага, то ему нечего расчитывать на помощь со стороны биологической природы человека».
«Давайте попробуем учить щедрости и альтруизму, ибо мы рождаемся эгоистами».
Слепой часовщик
Еще одна книга Докинза, рассказывающая просто, убедительно и занимательно о сложных вещах. Хороший научпоп всегда был на вес золота, до сих пор с благодарностью вспоминаю синие брошюрки общества «Знание» об Атлантиде, йети, лохнесском чудовище и т.п. — с попытками научно объяснить темы на стыке чуда и загадки природы. Жаль, что тогда не попалось подобного пошагового объяснения, как работает естественный отбор. Кстати, естественнонаучные шоу на ВВС, которы ведет Докинз и которые можно найти на ютубе, смотрятся с интересом, хоть и записаны достаточно давно (и Докинз такой молодой!).
«Уже одно то, что теория эволюции объясняет, как организованная сложность может возникнуть из девственной простоты, делает эволюцию такой изящной теорией».
«Теория эволюции нарастающим естественным отбором — единственная из известных нам теория, в принципе способная объяснить существование организованной сложности».
«Нарастающий отбор медленными и постепенными шагами — это единственное, когда-либо предлагавшееся работающее объяснение существования сложного проекта жизни».
«Если мы хотим постулировать божество, способное к разработке всей организованной сложности в мире, будь то мгновенно, будь то посредством руководства эволюции, то мы должны постулировать божество, которое изначально уже очень сложно. Креационисты — будь то наивный толкователь Библии или образованный епископ — просто постулируют уже существующее существо потрясающего интеллекта и сложности. Если мы готовы позволить себе роскошь постулировать организованную сложность не предлагая объяснений её, мы могли бы с тем же успехом проделать ее работу и просто постулировать существование жизни — той, какую мы знаем!»
«Четыре всадника: Докинз, Харрис, Хитченс, Деннет»
Докинз, Деннет, Харрис, Хитченс: эволюционный биолог, философ, нейробиолог, писатель. Четыре всадника, четыре мушкетера. Можно еще назвать их евангелистами от науки, хотя им самим это вряд ли бы понравилось. Книга хороша тем, что, послушав легендарную дискуссию известных интеллектуалов, можно просмотреть текстовую расшифровку и остановиться на заинтересовавших моментах. Кроме того, в книге эта беседа представлена полнее (на видео — только первая часть https://www.youtube.com/watch?v=W8FgFZ7g5ag
).
«Атеистическое мировоззрение требует интеллектуального бесстрашия. Оно требует также нравственного бесстрашия. Если вы атеист, вы покидаете своего воображаемого друга, вы отказываетесь от утешающих подпорок в виде фигуры небесного отца, избавляющего вас от тревог. Вам предстоит умереть, и вы никогда не увидите снова ваших умерших близких. Нет никакой священной книги, которая сказала бы вам, как надо поступать, сказала бы вам, что хорошо и что плохо. Вы достигли интеллектуального совершеннолетия. Вы не должны уклоняться от жизни, от нравственных решений. Но в этом зрелом бесстрашии есть достоинство. Вы гордо стоите под пронизывающим ветром реальности. Вы не одни: вокруг вас тепло человеческих рук, а также наследие культуры, создавшей не только научное знание и материальные удобства, которые приносит прикладная наука, но и искусство, музыку, правовые нормы и цивилизованное обсуждение нравственности. Моральные принципы и нормы жизни могут быть созданы разумным замыслом – замыслом со стороны реальных, разумных человеческих существ, которые действительно существуют. Атеисты обладают интеллектуальным бесстрашием, чтобы принять реальность такой, какая она есть: на удивление и шокирующе объяснимой. Если вы атеист, вы обладаете нравственным бесстрашием, чтобы прожить полную и единственную жизнь, всегда открывающуюся перед вами: жить целиком и полностью в реальности, наслаждаться ей и, наконец, приложить все силы, чтобы сделать ее лучше, чем она была до вас».
Еще о научно-популярной литературе
«Homo sapiens можно определить как животное, придумывающее истории»