При всех парадоксах и гиперболах, пугалках и страшилках в трилогии Харари привлекает, прежде всего, целостное мировоззрение автора. Большая редкость во все времена. Если сделать просто научпоповский обзор галопом по эпохам, читатель со скуки помрет, как на школьных уроках. А тут слушаешь, как под гипнозом, об охотниках и собирателях, о животных страдающих и животных, ставших богами.
В третьей книге «21 урок для 21 века» Харари предупреждает:
«Решения, которые мы примем в следующие несколько десятилетий, определят будущее самой жизни, а принять эти решения мы можем только на основе сложившегося мировоззрения. Если у нынешнего поколения отсутствует целостный взгляд на мир, выбор будущего будет осуществляться случайным образом».
Вот в «Sapiens» и складывается старая сказка о главном на новый лад. Автор предлагает изменить оптику, поменять масштаб и взглянуть на человека (якобы) разумного не как на венец природы, а как на ОДИН ИЗ видов, населяющих планету. И на то, что он с ней сотворил. В общем, на кривую рожу человечества в зеркале истории: неандертальцев съели, животных поработили, друг друга — тоже.
«Что может быть опаснее, чем разочарованные, безответственные боги, так и не осознавшие, чего они хотят?»
В аудиоверсии третьей книги «21 урок для 21 века» разные главы читают артисты, озвучившие героев культовых кинофильмов. Голоса Железного Человека и магистра Йоды говорят о ключевых проблемах современности. Автор пытается собрать из суммы накопленных знаний мозаику, сделать широкие обобщения и прогнозы на основе дробной информации. Биология, антропология, история, футурология в одном стакане. Подкупает именно масштабность замысла. Главное — не забывать, что это взгляд субъективный, и что в матрице ВСЕ жили ВСЕГДА, и что матрица — это матрешка.
«Люди боятся оказаться запертыми в матрице, но не понимают, что уже заперты в матрице своего сознания, которое, в свою очередь, заперто внутри еще большей матрицы — человеческого общества с его бесчисленными вымыслами».
Харари рисует будущее как антиутопию, но я уже жила в антиутопии — не то чтобы он пугает, а мне не страшно, просто картина знакомая. И так трогательно его желание предостеречь человечество, прокричать, что старое доброе манипулирование тысячекратно усилится с использованием цифровых и прочих технологий — спасайтесь, братцы.
Предлагая «выбраться из машины для промывки мозгов», автор советует:
1) тщательно проверять источники информации,
2) читать по интересующей теме научную литературу,
3) самим «понять, кто вы и чего хотите от жизни», пока «Coca-Cola, Amazon и государство соревнуются между собой, кто раньше вас взломает».
«Если же вы хотите сохранить хотя бы частичный контроль над своей жизнью и будущим мира, вы должны бежать быстрее алгоритмов, быстрее Amazon и государства и познать себя раньше, чем это сделают они. Поэтому не берите с собой лишнего багажа. Отбросьте все иллюзии. Это очень тяжелый груз».
И вот тут для меня как автора историй начинается самое интересное.
«Люди спрашивают: «Кто я?» – и ждут в ответ историю. Главное, что вам нужно знать о себе: вы – не история».
«Но какого рода ответ хотят получить люди? Почти во всех случаях, спрашивая о смысле жизни, они ожидают какой-то истории. Homo sapiens можно определить как животное, придумывающее истории, и его мышление строится на историях, а не на цифрах и графиках. Даже саму Вселенную люди представляют в виде истории, изобилующей героями и злодеями, конфликтами и примирениями, кульминациями и счастливыми концовками. Когда мы ищем смысл жизни, то хотим получить историю, которая объяснит, что представляет собой окружающая нас действительность и какова наша роль в космической драме. Эта роль делает меня частью чего-то большего, чем я сам, придает смысл моему опыту и выбору».
Но:
«Большинство из тех, кто пытаются понять себя, похожи на детей, отправившихся на поиски сокровищ. Они найдут только то, что заранее припрятали для них родители».
«Поэтому, если вы действительно хотите понять, кто вы, не стоит отождествлять себя с аккаунтом в Facebook или с внутренней историей своего «я». Вам стоит присмотреться к реальному потоку чувств и сознания».
Божественная трагедия
И все-таки предлагаемый в трилогии Харари сюжет с искусственным интеллектом, который перерастет человека, подчинит его себе и поставит в положение существа второго сорта, кажется фантастическим.
Не стоит недооценивать человеческие эгоизм, цинизм и жадность — благодаря этим качествам люди до сих пор благополучно эксплуатировали животный мир и потрошили планету. Думается, что и с ИИ справятся, он и опомниться не успеет. Будут из него качать ресурс, чтобы было что отнимать и присваивать.
А вот что на самом деле заставляет задуматься:
«Как либеральные верования переживут появление сверхлюдей с их исключительными физическими, эмоциональными и интеллектуальными способностями? Что, если переживания таких сверхлюдей окажутся в корне иными, чем переживания обычного человека? Что, если сверхлюдям будут скучны романы о страданиях воров из низов, а обычным людям будут непонятны мыльные оперы о любовных историях сверхлюдей?»
Уже сейчас многие сюжеты с невероятной скоростью архаизируются под натиском современных реалий, технологий, снижения градуса агрессии в обществе и т.п. Старые комедии не смешат. Советские фильмы, которые так трогали душу, при пересмотре оказываются невозможной тягомотиной. Те самые романы, которые чем толще, тем лучше — теперь невозможно понять, как их вообще можно было осилить.
Так что вопрос открытый: что будет дальше с нашим великим миром прекрасных вымыслов, с художественной литературой, если с человеческой душой происходят такие метаморфозы?