Пробовать новое: манга и графический роман

Лето — подходящее время для экспериментов, в том числе книжных. Можно открыть целый континент графической литературы.

Когда всё приелось и кажется, что мысли, сюжеты и герои в книгах бесконечно повторяются, можно попробовать поменять сами книги. Сменить угол зрения. Глаз замыливается, а новые жанры могут освежить восприятие.

Пробовать новое: манга и графический роман

Справа налево

Любимое аниме! Как же не прочитать мангу? Естественно, способом, указанным в заголовке, иначе всё пойдёт шиворот навыворот.

Сюжет знаком: старшеклассница замечает, что все книжки, которые она берет в библиотеке, уже прочитаны до неё одним типом, имя которого она видит на каждом библиотечном листочке. Любопытно. А тут ещё кот, который самостоятельно путешествует в поезде, приводит её в необычный магазинчик...

Конечно, полноцветный фильм с музыкой — совсем не то что черно-белые рисунки с минимумом текста. Но в этом воздухе, незаполненных промежутках, в этом отсутствии плотного текста и кроется волшебное преимущество манги. Она оставляет простор для воображения!

Вы сами можете заполнить все пробелы, увидеть мимику, дотянуть диалоги, услышать тот самый шёпот сердца. Читатель выступает здесь активной стороной, ему дают возможность дорисовать и дофантазировать. Потому и Хаяо Миядзаки, создателю сценария аниме, удалось так неподражаемо раскрасить эту раскраску.

Великий комбинатор

Великий комбинатор

Убила двух зайцев — познакомилась с Нилом Гейманом и с жанром графического романа («Песочный человек», часть 1 «Прелюдии и ноктюрны»). Интересен был именно процесс получения новых ощущений, поэтому детально их отслеживала, никуда не торопилась.

Впечатление 1: еще раз убедилась, что творчество — не столько создание нового, сколько умение перетасовать старые карты. Ловкость рук. Искусство перекомпоновки. Берем до боли знакомые античные и библейские мифы и рассказываем, как в первый раз.

Впечатление 2: абсолютно такое же, как после просмотра супергеройского фильма (я их вообще-то люблю). Графический роман — не литература, это статический мультфильм.

Впечатление 3: предыдущий пункт ровно ничего не значит. Если история рассказана мастерски, то всё равно как — в цифре, на бумаге, на пленке, палочкой на песке.

Впечатление 4: изобразительная составляющая перевешивает. В графическом романе акцент — на первом слове. Красота невероятная, конечно. Иногда избыточная. А теперь мысленно отделите текстовую часть, диалоги, и перенесите их на газетную бумагу без картинок. И как вам? Как долго будете читать?

Поправка: всю дорогу понимала, что считываю только поверхностный слой, поскольку не знакома с комиксовой культурой. Эти персонажи существуют почти сто лет, и грамотный читатель видит все их предыстории и воплощения. Как в древних китайских книгах из полупрозрачной рисовой бумаги сквозь иллюстрации просвечивают другие картинки, с других страниц, создавая своеобразный оптический эффект. Я же лишена многомерности восприятия.

Но всё равно было интересно. Этот пасьянс/маджонг мне понравился. Я, кажется, даже слегка влюбилась в этого монстрика, порождение художества и сказки. И хорошо, что он на родителей не похож.

Еще об аниме и манге

Японская манга: становление личности

Хикару и го: история роста

Еще о летнем чтении

Летнее чтение

Тургенев зимний и Тургенев летний

Поделиться на:   Facebook  |  Vk  |  Twitter

При перепечатке, указывайте ссылку на vitlive.com