В 2005 году движение посткроссинга стартовало в Португалии, а в 2020-м в России вышла первая в мире книга о посткроссинге. И как это раньше никто не догадался?
Даже если бы автор просто собрала и пересказала нормальным человеческим языком полезные и интересные для посткроссеров сведения, это уже было бы большим делом: история почты, открытки и марки, лайфхаки, подсказки, словарик. Вы знали, например, что в России марка появилась только в 1857 году? Выходит, Пушкин, Лермонтов и Гоголь не клеили марки на свои письма. Мне также было интересно подробнее узнать про мейл-арт не в прикладном значении (какой посткроссер не украшает вдохновенно открыточный оборот), а как о направлении в искусстве, а еще о первом отечественном мейл-артисте, литераторе, концептуалисте Александре Асаркане. Оригинальная личность!
Но плюс ко всему значительную часть книги занимают живые разговоры с живыми людьми, имеющими отношение к почтовому хобби. На задней обложке упомянуто, что ради магазинчика почтовых открыток Маша бросила журналистику, однако журналистика явно не бросила Машу. Меня привлекли именно интервью:
-
с Пауло Магальяншем, отцом-основателем проекта (он стал им, будучи студентом),
-
художником, создающим почтовые марки,
-
ведущим англоязычного открыточного подкаста,
-
девушкой-посткроссером, поработавшей на почте — побывавшей, так сказать, по ту сторону барьера,
-
специалистом по каллиграфии,
- хозяйкой ещё одного интернет-магазина открыток.
Кстати, в книге есть глава об открыточном бизнесе, где романтику уравновешивает экономика. Можно заодно узнать, как взлетает современный стартап.
Книга информативная, разносторонняя, в неё вложено много труда и любви к предмету, использовано множество источников. При этом она красиво оформлена, её приятно листать, на страницах то и дело мелькают маленькие забавные иллюстрации, а вишенка на торте — комикс об Асе, ставшей посткроссером, который открывает каждую главу. Это книга не только тайных знаний, но и позитивных эмоций. И рекомендовать её можно и как пособие для посткроссеров, и как качественный нон-фикшн, для расширения кругозора.
«Казалось бы, открытка — просто лист плотной бумаги или картона с изображением на лицевой стороне, выступающий как недорогое средство почтовой связи. Но, только возникнув, почтовая карточка, как энергичная мать-одиночка, взвалила на себя сотню разных дел: передавала сообщения, популяризировала искусство, сохраняла исторический облик меняющихся на глазах городов, рекламировала предметы массового потребления, высмеивала пороки общества, способствовала развитию полиграфии и дизайна, показывала невиданные уголки планеты, дразнила пикантными сюжетами, поздравляла с праздниками, собирала деньги на благотворительность и хранила память о близких. За участие в жизни людей, свою привлекательность и дешевизну она получила народную любовь и армию преданных поклонников в придачу».
«С каждой открыткой мы посылаем сигнал в мир: «Я здесь! Я существую!».
Еще о посткроссинге и открытках
Еще о творческих хобби
«Каждому следовало бы что-нибудь искать, если не марки, то хотя бы философский камень»