«Мои первые ассоциации с понятием «минимализм» были порождены не миром материальных благ, а искусством. Этот Минимализм с большой буквы М отличается от тех идей и товаров, которые сегодня называют минималистскими».
«Меня притягивали гладкие яркие поверхности произведений искусства середины XX века: металлические скульптуры Дональда Джадда, флуоресцентные лампы, установленные Дэном Флавином на стенах галереи, и умиротворяющие разграфленные линиями холсты Агнес Мартин. Эта же суровая эстетика существовала и в архитектуре – в жестких ребрах и воздушных пространствах зданий в стиле Баухаус, которые так сильно отличались от дома моего детства, обитого деревянным сайдингом и устланного коврами. Минимализм предлагал неожиданный взгляд на мир и новый способ существования в нем. Этот способ не сводился просто к жизни с малым количеством вещей».
Минимализм не развивался поступательно, по восходящей, из пункта А в пункт Б, а вспыхивал то здесь, то там в пространстве и времени — то в античной философии стоиков, то в средневековом христианстве, то в Америке 30-х годов, то в наши дни. И всегда носителями идеи были яркие талантливые люди. Поэтому импонирует подход автора — показать роль личности в истории минимализма.
«Изучение образа жизни этих людей в контексте минимализма учит нас, как можно использовать свои эстетические представления и идеи для выработки собственного отношения к миру и не прибегать при этом к примитивным шаблонным поучениям. Минимализм – не единичное действие и не один образ, это практика, реализующаяся с течением времени. Минимализм делает простые вещи более сложными, а не наоборот».
Но это не только сборник биографий художников и музыкантов, хотя даже ради них одних стоило написать книгу — она цепляет тем, что автор задаётся вопросом «а что дальше?», возникающим у каждого минималиста, когда этап расхламления и перемены ума уже позади.
«То, как свести количество вещей к минимуму, более или менее ясно: вы отбраковываете, выбрасываете, проводите осознанный отбор. А что потом? Может ли образовавшееся пустое место занять что-то принципиально иное? Или же, когда мы достигаем состояния «меньшего», на нас снисходит некая благодать, настолько совершенная, что к ней уже ничего не надо добавлять?»
«С одной стороны, мы видим фасад минимализма. Он как бренд, как внешний вид. С другой стороны, в основе минимализма лежит ощущение неудовлетворенности, порожденное обществом, где обычно считают, что больше – это всегда лучше. Любая реклама предполагает, что вы должны быть недовольны тем, что у вас уже есть».
И еще:
«Книги, подкасты и дизайнерские предметы превратили в товар даже саму идею минимализма».
Всё это неизбежно приходит в голову, когда, избавившись от хлама во всех прямых и переносных смыслах, остаёшься один на один с собой и с миром. Так что книга Чайки — одна из попыток ответа, который можно сравнить с собственными ощущениями и мыслями.
«Я решил написать эту книгу, чтобы разобраться, как появилась идея о том, что меньше – это лучше, чем больше. Почему люди применяют этот принцип и к собственности, и к эстетической сфере, и к области чувственного восприятия, и к философии, которая дает возможность осмыслить жизнь. А еще мне хотелось сформулировать для себя, с какой стороной моды на минимализм лично я готов согласиться и что я могу использовать».
«Я начал представлять себе это повсеместно распространенное чувство как стремление к меньшему. Как отвлеченное, почти ностальгическое желание прорваться к другому, более простому миру. Этот мир не существует ни в прошлом, ни в будущем, он не утопичен и не антиутопичен, он просто всегда лежит за пределами нашего нынешнего существования, в месте, до которого мы никогда не доберемся. Стремление к меньшему – это отражение сомнения, которое мучает человечество: что, если мы жили лучше, пока не имели всего того, что принесло современное общество? Если ловушки современной цивилизации вызывают у нас такое чувство неудовлетворенности, то, возможно, без них мы будем счастливее? Может, стоит от них отказаться ради постижения глубинной истины?
Стремление к меньшему – не болезнь и не лекарство. Минимализм – это просто еще один способ размышлений о том, как правильно прожить жизнь. Но его стратегия, безусловно, весьма актуальна для нашего времени с его чрезмерными масштабами и темпами».
Взаимодействие с книгой получилось глубже, чем просто чтение: я копалась в интернете в поисках работ новых для меня художников, слушала минималистскую музыку (и мне понравилось! особенно Кейдж), а ещё меблировочную музыку Сати и музыку для аэропортов Ино (найдите сами, что это такое), смотрела артхаусный фильм «Трудности перевода» (напомнивший своей атмосферностью «Полночь в Париже», хотя там не Париж, а Токио), пробиралась от японского эссе «Похвала тени» к «Бытию и времени» Хайдеггера.
Это, разумеется, не обязательная программа, но запоминающийся опыт. Всем советую. Минимализм — это не только об уборке.
«Простота не должна быть завершением, она может привести нас к новым начинаниям».
Еще о минимализме
«Мне бы очень хотелось, чтобы эта книга стала манифестом минимализма во всем мире»