Двойное дно

Агата Кристи столько написала за свою жизнь, что найти среди ее произведений новый для себя рассказ — совершенно не удивительно. То, что это не классический детектив, а мистический — тоже: почему бы королеве детектива не использовать и эту разновидность жанра. Удивительно другое: оказалось, что рассказ входит в отдельный цикл, цикл составляет книгу, а ее главных героев сама Агата Кристи называла своими любимыми. И это не мисс Марпл и не Пуаро.

Kin.jpg

Циклы произведений — моя слабость, и неважно, рассказы это или романы, сказки, фэнтези или суровый реализм — я радостно кидаюсь разбираться, как это сделано. Попавшийся мне рассказ оказался в цикле одним из последних, писательница целую книгу искусно подводила к тому, что мне досталось сразу. Но в этом был и плюс: начав сначала, можно не отвлекаться на разгаданную загадку, а изучать механизм и получать удовольствие.

И есть от чего: мистика здесь подана легчайшими штрихами, она не бьет в глаза, а встроена в ткань сюжета в виде деталей, которые надо ухитриться разглядеть. Деталь, конечно, в принципе — основа детектива, но здесь она еще и поднята на эстетическую высоту.

Сквозных героев — двое, привычная пара «проницательный детектив + глуповатый помощник» вывернута наизнанку: помощник, без подсказок которого не решилась бы ни одна загадка, остается на заднем плане, появляется ненадолго и всегда неожиданно, и так же неожиданно исчезает, всю славу оставляя напарнику.

— Вы на редкость дружелюбный человек. А для этого нужно не так уж мало: и собственный опыт, и способность им поделиться, и многое-многое другое. О вас, кстати, можно было бы написать целую книгу. — Только главным героем в ней стали бы вы. — Вряд ли, — отозвался мистер Кин. — Я всего лишь тот, кто проходил мимо. Не более.

Вот этот проницательный Арли Кин, способный распутать даже давние, произошедшие много лет назад дела, и есть главная загадка. От рассказа к рассказу читатель будет ломать голову, кто он такой, размышлять о его демонической внешности и говорящем имени. О том, почему он

«приходит только, когда дело касается любви или смерти. Или того и другого вместе».

Потом заметит, что каждое вмешательство мистера Кина — не из любви к искусству, и установление истины всегда помогает спасти невиновного.

А образ арлекина каждый раз проскальзывает то в придорожной вывеске, то в рисунке чайного сервиза, то в костюме самого мистера Кина, на который бросает отблеск разноцветный витраж.

Арлекино, Арлекино…

Привычный облик Арлекина, клоуна в пестром наряде, румяного весельчака и счастливого любовника (в отличие от бледного неудачника Пьеро) сложился в середине 16 века. Это персонаж площадного театра, комедии дель арте, один из любимцев итальянской публики.

Но если копнуть глубже, обнаружится, что за безобидным петрушкой, потешающим толпу, стоит грозный демон. В средневековых мистериях страстей Христовых армия посланцев дьявола преследует проклятые души злых людей и гонит их в ад. А возглавляет демонов гигант в маске, с дубинкой, по имени Эллекин (Herlequin). Это средневековая французская версия немецкой Дикой охоты, где Эллекен — одно из имен Одина. В «Божественной комедии» Данте Алликино (Alichino) — один из бесов.

Так вот откуда появляется таинственный мистер Кин? Он по-прежнему — орудие возмездия? Ничего личного, работа такая…

Попытка удалась

Агата Кристи всегда мечтала написать настоящий роман — по словам автора ее биографии Екатерины Цимбаевой, «создать нечто психологическое и высокое. Попытка не удалась».

Однако долгое время существовало alter ego Агаты — Мэри Уэстмакотт, и под этим псевдонимом выходили один роман за другим. Таким же успехом, как детективы, эти произведения, мягко говоря, не пользовались, но издатели принимали их, скрепя сердце, чтобы не портить отношения с популярной писательницей. Я прочла один роман — не впечатлилась. Цимбаева, прочитавшая их все, отмечает, что «в общем-то издатели были правы, когда «ненавидели Мэри Уэстмакотт и всё, что выходило из-под ее пера».

Вместе с тем Агата умела оценить свой талант объективно: «Я понимаю, что я — это я, что я могу делать то, что я умею, а не то, что мне хотелось бы». А еще она однажды призналась: «Любовные мотивы в детективном романе всегда навевали на меня беспробудную скуку».

Однако, прочитав «Таинственного мистера Кина», я вдруг вспомнила Мэри Уэстмакотт. Агата все-таки сделала то, что не получалось у Мэри! Она обошла свое ограничение, упаковав неподдающийся жанр в детективную оболочку. А здесь ей не было равных, здесь она на своей территории. Она написала 14 историй любви, вызывающих искреннее сочувствие! Некоторые, помещенные в середину цикла, даже не являются в строгом смысле детективными, там нет загадки, всё понятно сразу — но интерес от этого не пропадает. А в некоторых даже мистики особой нет — но всё работает, и по отдельности, и в целом.

Цикл оставляет каждому возможность самостоятельно разобраться с таинственным мистером и его миссией, и практически каждый рассказ дает материал для любителей покопаться поглубже.

Еще об Агате Кристи

Королева детектива

Еще о книжных циклах

Гарри Поттер: семикнижие Джоан Роулинг

Записки охотников от Чехова

«Homo sapiens можно определить как животное, придумывающее истории»

Поделиться на:   Facebook  |  Vk  |  Twitter

При перепечатке, указывайте ссылку на vitlive.com