Серебряный век: роман, литературные портреты, философский диалог

Серебряный век не отпускает! Три книги из одной эпохи в разных жанрах, где авторы и действующие лица перетекают из одной в другую и меняются местами.

Серебряный век: роман, литературные портреты, философский диалог

Валерий Брюсов

«Огненный ангел»

Стилизация средневекового романа, в который упакован знаменитый треугольник «Брюсов — Нина Петровская — Андрей Белый». Можно читать и ради самих этих фигур, и ради мистических (и эротических) фантазий с участием Мефистофеля и Фауста.

Ognenniy angel.jpg

Потусторонняя экзотика увлекала и Жуковского, и Пушкина, и Гоголя, а на Серебряный век пришелся пик интеллигентских заигрываний с религией и мистикой, вплоть до обаяния и притягательности зла у Булгакова. Как вся наша литература вышла из «Шинели» Гоголя, так и роман «Мастер и Маргарита» вышел из «Огненного ангела» — интересно наблюдать за параллелями, прямыми сюжетными совпадениями.

Рыцарь встречает в пути роковую женщину, одержимую духом — то ли ангельским, то ли дьявольским, который посещает ее с самого детства, а потом приходит и во плоти, в человеческом образе. Но внезапно исчезает! Она пускается его искать, и рыцарь, естественно, влюбившийся, потащился за ней помогать в поисках. Как-то у меня юмористически выходит, а ведь там всё серьезно.

Да, мистика показалась наивной, зато состоялось знакомство с Брюсовым-прозаиком. Раньше думалось, что поэт он — не очень (странно, а несколько стихотворений прямо-таки люблю), а теперь точно знаю, что стихи у него лучше прозы.

Неколебимой истине

Не верю я давно

И все моря, все пристани

Люблю, люблю равно.

Хочу, чтоб всюду плавала

Свободная ладья

И господа, и дьявола

Хочу прославить я.

Вот эту декадентскую программу он в своем романе и воплотил. А как оно всё было в другой реальности, не средневековой, интересно пишут его современники в мемуарах. Например, Ходасевич в «Некрополе».

Hodasevich.jpg

Владислав Ходасевич

«Некрополь»

Великолепные воспоминания и литературные портреты: Гумилев и Блок, Есенин, Горький, Сологуб, менее известный Гершензон (ради него и читала). Брюсов, Андрей Белый и Нина Петровская, которые только что в «Огненном ангеле» были персонажами, теперь не в средневековых масках, а в литературных.

Ходасевич не стремится никому понравиться, этим и хорош. Никаких дифирамбов. Умен, насмешлив и зол — так говорила о нем жена Бунина Вера. Желчен, зол, талантлив — мнение Горького. Еще характеристики: едкий, саркастичный, раздражительный, беспощадный. Бесценные качества для мемуариста и критика!

Perepiska.jpg

Вячеслав Иванов, Михаил Гершензон

«Переписка из двух углов»

Диалог о культуре. Для одного это крылья, для другого — тяжкий груз. Свобода от культуры и свобода посредством культуры. Реальная переписка двух писателей, оказавшихся в одной палате санатория в Москве 1920 года. Гражданская война, разруха, голод, а они — нашли о чем. Книжка была переведена на европейские языки, мгновенно стала популярной, оказала влияние на возникновение экзистенциализма. И до сих пор всё актуально! Читать и перечитывать.

Еще об именах Серебряного века:

Ленин: писатель, турист и человек, изменивший мир

«Сумасшедший Корабль»: сто лет в пути

Берберова о Блоке

Поделиться на:   Facebook  |  Vk  |  Twitter

При перепечатке, указывайте ссылку на vitlive.com