1. Красивый старинный особняк
Ни один дом, где Александр Сергеевич жил в детстве, не уцелел в пожаре 1812 года. А было домов ни много ни мало — то ли 12, то ли 14. Мама поэта Надежда Осиповна любила переезжать. Так что под музей отдали сохранившийся особняк тех времен — городскую усадьбу Хрущевых-Селезневых на Пречистенке, где традиционно селилось московское дворянство. Пушкин вполне мог там бывать, потому что там бывала вся Москва — хозяева охотно устраивали балы и званые вечера.
Ценно то, что сохранилась планировка здания. Красивая парадная лестница. Там то и дело встречаются музы, а как же иначе (правда, скульптурные). По этому особняку интересно побродить (и есть где — 15 залов), то поднимаясь, то спускаясь. Из пространства вдруг выныривает еще одна внутренняя лестница, ведущая к временной выставке, и можно подняться туда, а потом снова вернуться на основную экспозицию. С ощущением, что побывал в некой тайной комнате. Мне очень понравился именно причудливый маршрут.
2. Детская комната
Детей с няньками обычно размещали на верхнем антресольном этаже, и залы «Детство Пушкина» находятся именно там. Уютные милые комнаты. Знаменитый подлинный портрет Пушкина-малыша. Игрушки. Механическая птичка, говорят, и сейчас работает, если ее завести, трепещет крылышками. Азбука и письменный столик — работать за ним следует не сидя, а стоя. Так было принято в то время при обучении детей. Считалось, что это способствует лучшей концентрации внимания.
3. Бальный зал
Огромный и великолепный. Сразу задает тон и погружает в эпоху. Особенно внезапный вид сверху, с тех же антресолей, через полукруглое окно.
Дамы одеты строго по моде, платья им шили по сохранившимся модным журналам, а кавалеры — либо в военных мундирах, либо во фраках, если штатские.
В этом же зале нашлось место для первоизданий и рукописей.
4. Евгений Онегин
Этот зал мне понравился больше всего! Здесь множество предметов, которые встречаются на страницах «Онегина»: брегет, дуэльные пистолеты, альбомы со стихами, маникюрный набор, бутылки шампанского. Книги, которые читал Евгений — и Апулей, и Адам Смит. Всё можно увидеть своими глазами, не совсем понятное становится понятным.
Удивительно, что сохранились матерчатые бальные туфельки Анны Олениной, обладательницы тех самых легендарных маленьких ножек (справедливости ради — она и ростом была мала).
5. Возлюбленные и музы
Екатерина Ушакова и Анна Оленина, которой посвящено стихотворение «Я вас любил». Пушкин просил ее руки, но получил отказ. Екатерине Ушаковой предложение так и не сделал.
Самовар Олениных, за которым чаевничал Пушкин — кран в форме головы орла хозяева приказали запаять в память о поэте, узнав о его гибели.
На этом известном портрете Александра Брюллова (брат Карла) Натали изображена с той же прической и в том же платье, в каком ее впервые увидел Пушкин. А позировала она уже будучи замужем и беременной первой дочерью Машей.
6. Пиковая дама
Маленький, но запоминающийся зал, в полумраке которого сгущается напряжение и предстает сама судьба, поставленная на карту.
А вот и сама Пиковая дама — княгиня Наталья Петровна Голицына, фрейлина при дворе четырех императоров, от Екатерины II до Николая I, ставшая прототипом старой графини.
И еще парочка пиковых дам)
7. Библиотека
Подлинная библиотека хранится в доме-музее поэта в Петербурге — более 5 тысяч томов на 14 языках. А здесь музейщики воссоздали ее фрагмент, собрав такие же точно издания: античная, европейская и русская литература, журналы и альманахи, исторические труды и словари.
В этом же зале — посмертная маска Пушкина и прядь его волос, а также единственный экспонат, который нельзя фотографировать — подлинное перо, взятое со стола поэта после его смерти. Представьте себе большое пышное гусиное перо — и мысленно уберите всё «оперение». Останется небольшой кусочек, который трудно удержать в руке — вот такими огрызочками Пушкин и писал. Любил грызть перья.
Еще о Пушкине
Еще о литературных музеях и выставках
Детство русских писателей
Бальное платье Софьи Андреевны и велосипед Льва Николаевича
Писательская коммуналка: Мандельштам, Булгаков, Платонов
«О разных Маяковских»: 9 лиц одного поэта
Музей Серебряного века