
После низких сводов, узких дверных проемов, полутемных переходов — раньше Литмузей располагался в монастыре на Петровке — можно только радоваться тому, что флагманский литературный музей страны наконец получил подходящее помещение. Как и тому, что на новой площадке и замыслы родились новые и оригинальные.

Поднявшись на четвертый этаж, вдруг снова оказываешься на улице. Коридор между писательскими комнатами декорирован под бульвар: деревья, фонари, афиши и плакаты на стенах, вывеска «Берегись трамвая», даже скамейка стоит. Очень кстати.




Можно присесть и посмотреть хронику Москвы 1920–30-х годов. Она вполне естественно перемежается с кадрами из фильма «Мастер и Маргарита», где по тем же улицам шагают Азазелло, Коровьев и кот Бегемот.

Здесь же можно увидеть легендарный «Гудок»,

журналы тех лет,

первое издание «12 стульев»,

Ильфа и Петрова на фотографиях.


В комнате Осипа и Надежды Мандельштамов мало мемориальных вещей, поскольку мало что сохранилось. Безбытность той эпохи и тех людей налицо.




Зато можно снять трубку старинного телефона — и услышать голос самого Мандельштама, читающего стихи. Для меня это был самый потрясающий экспонат. Поэт заговорил лично с тобой! Если бы этот голос просто звучал в комнате, такого эффекта бы не получилось. Для этой экспозиции были специально отреставрированы архивные аудиозаписи.

В комнате Михаила и Елены Булгаковых — письменный стол и книжный шкаф писателя.





И, главное, рукописи! Я застряла у этих витрин. «В белом плаще с кровавым подбоем…»



Третья комната — Андрея и Марии Платоновых. Мне было интересно заглянуть в личную библиотеку писателя.

Портрет работы Михаила Ромадина.

Двери в платоновскую комнату, на которых есть что почитать. В них можно зайти и в начале осмотра, а уже потом перейти на «бульвар». Можно так и ходить по кругу.

Неожиданно обнаружила в литкоммуналке закуток Виктора Шкловского! Нигде не было написано, что он там есть, а он есть.

Блестящий стилист, прозаик, литературовед, формалист, переживший времена гонения на формализм. Прожил 91 год, до перестройки. «Zoo, или Письма не о любви» — роман о любви, который я в свое время заказывала по межбиблиотечному абонементу (невозможно было ни купить, ни достать) и ждала чуть ли не полгода. Сейчас лежит в интернете в открытом доступе, даже перечитать захотелось.

Когда-то почитать о теории прозы можно было разве что у Шкловского.

Кроме центрального здания, Литмузей включает в себя дома-музеи и музеи-квартиры, расположенные по всей Москве, Подмосковью и не только. Вот они все на билете.

В музее есть книжный магазин, там же — фирменные литературные открытки.

Прочитала на сайте, что со временем в экспозиции добавятся и другие комнаты: А. Вертинский, А. Ремизов, А. Луначарский, В. Маяковский (сейчас проходит временная выставка «О разных Маяковских», до 14 января 2024 г.).