Борис Тарасов «Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе»
Одна из лучших книг для знакомства с русской религиозной философией, которая, как известно, во многом растворена в нашей классической литературе, так что порой одно трудно отделить от другого. Но тем интересней читателю.
Структура книги это учитывает: сначала идет статья о философе, о его жизненном пути и вкладе в копилку духовной культуры, а затем — статья самого философа, представляющая его философское кредо и литературный стиль. Биографический материал подан интересно.
Разделы книги — «Самобытность и всемирность», «Вокруг Пушкина и Достоевского», «Тайна человека», «Куда движется история?» — это еще и вопросы, которыми задавались мыслители, представленные в сборнике. Зеньковский, Лосев, Хомяков, Иван Киреевский, Сергей Булгаков, Франк, Леонтьев, Розанов, Бердяев, Ильин, Несмелов, Трубецкой, Флоренский и Флоровский, Юркевич, Вышеславцев, Чаадаев, Фёдоров, Вернадский, Эрн, Соловьев. И все — под одной обложкой! Потому книга такая солидная. Прочитав ее от корки до корки, убеждаешься, что отечественная философия — да, существует: вот она, «цветущая сложность», многоцветье мыслей.
Изюминка сборника — стихи в тему, помещенные после каждого раздела. Философская лирика от Пушкина до Блока. Помимо того, что они каждый раз вносят нотку эмоциональности в напряженные философские монологи, — само их наличие свидетельствует о любви автора к своему предмету, о продуманном и многостороннем подходе при подготовке сборника.
Автор биографических статей, каждая из которых воспринимается как книга ЖЗЛ в миниатюре — Борис Тарасов, бывший ректор Литературного института. Соответственно этот сборник я покупала в книжной лавке Литинститута — уютный магазинчик, в разное время там было куплено много других качественных редких изданий.
Йохан Хёйзинга «Homo ludens. Человек играющий»
Нашла у нидерландского философа и культуролога подтверждение давнего ощущения, что литература и, шире, творчество — по своей природе игра.
«Культура возникает в форме игры, культура изначально разыгрывается».
«Поэзия в своей первоначальной функции как фактор ранней культуры рождается в игре и как игра. Это освященная игра, но в своей священности эта игра все же постоянно остается на грани необузданности, шутки, развлечения».
К тому же литературный герой обычно должен выполнить определенную задачу, преодолев препятствия и испытания — а это правила игры-состязания. Часто персонаж выступает под маской, переодетым, под покровом тайны, либо сам не ведает о своей сущности и должен преобразиться в конце.
Автор исследует характер и значение игры во множестве сфер: в философии, искусстве, языке и воображении, в правосудии и ратном деле, во всех исторических эпохах. В поэзии, конечно.
Книга интересная! Цитат, которые так и хочется надергать, куда больше, чем нежующейся «научности».
Еще о философии
«Творчество — не допускается и не оправдывается религией, творчество — само религия»
О философских романах
«Дзен и был для нас призывом к свободе; ничем другим, пожалуй, и не был»
«Я буду учить тебя, как изменить мир и обрести счастье. Есть еще вопросы?»