Подзаголовок — «Опыт оправдания человека». А оправдывается человеческая природа, по Бердяеву, своим творческим предназначением. Творческим — в более широком и универсальном смысле, чем создание произведений искусства.
По концепции философа, мир проходит через три эпохи: откровение закона (Отца), откровение искупления (Сына), откровение творчества (Духа). И смысл нашей эпохи в том, что она переходит к откровению человека, роль которого перестает быть пассивной и должна стать активно-творческой. Религия страха должна наконец стать религией любви.
«И если для искупления нужно великое послушание, то для творчества нужно великое дерзновение. Лишь великим дерзновением можно узреть Христа Грядущего. В духе послушания навеки будет виден лишь Христос Распятый, лишь аспект Искупителя. Нужна жертва дерзновения, подвиг решимости оттолкнуться от всех безопасных берегов. Нужна добродетель небезопасного положения, способность бесстрашно стать над бездной».
Писалось это сто лет назад, в 1916-м, но даже сейчас кажется смелым утверждение, что человечество вышло из младенческого возраста и созрело до творческой миссии. И вместе с тем развитие цивилизации вплотную подошло к тому, что рутинные процессы автоматизируются, и действительно становятся востребованы в первую очередь креативные способности человека. А ведь предупреждали!
«Цель человека не спасение, а творческое восхождение, но для творческого восхождения нужно спасение от зла и греха».
В книге 14 глав: творчество и искупление, творчество и аскеза, творчество и свобода, творчество и пол, творчество и любовь, творчество и красота, творчество и мистика, творчество и церковь. Весь текст — яркие афоризмы.
✔️«Религиозное сознание было заполнено тайной искупления человеческой природы, но тайна самой искупаемой человеческой природы была закрыта. К чему предназначена искупаемая и искупленная человеческая природа? На этот вопрос нет ответа в пределах религии искупления. Обычный христианский ответ, что цель человека – жизнь в Боге, не может удовлетворить, он слишком общий и формальный».
✔️«Мировой процесс не может быть только изживанием и искуплением греха, только победой над злом. Мировой процесс – восьмой день творения, продолжающееся творение. В мировом космогоническом процессе совершается откровение всех тайн Божьих, тайн творения и творчества. Мировой процесс – творческий процесс откровения, в котором одинаково участвуют Творец и тварное бытие».
✔️«Не со смиренным послушанием должен обратиться человек к миру, а с творческой активностью. Сам опыт богообщения переходит в мир как акт творчества».
✔️«Творчество не менее духовно, не менее религиозно, чем аскетика».
✔️«Рождающаяся в творческом акте красота есть уже переход из "мира сего" в космос, в иное бытие, и в ней не может быть тьмы, которая была еще в грешной природе творившего. Подлинная картина или стихотворение не принадлежат уже к физическому плану бытия, в них нет материальной тяжести, они входят в свободный космос. И творческий акт есть самооткровение и самоценность, не знающая над собой внешнего суда».
✔️«Христос никогда не придет в силе и славе к людям, которые не совершат творческого акта, второго лика Христа они никогда не увидят, Он вечно будет обращен к ним лишь своим распятым, растерзанным, жертвенным Ликом. Чтобы увидеть Лик Христа в силе и славе, нужно и в себе раскрыть силу и славу творческим актом. Эпоха искупления, в которую виден лишь Христос Распятый, никогда не закончится для тех, которые не совершат творческого акта, до конца раскрывающего человеческую природу. Они навеки останутся в церкви Голгофской и не узнают церкви Христа Грядущего».