Российский минимализм-2

Еще две книги российских авторов на темы грамотной организации пространства и жизни: коротко, самое главное, и в чем отличие от западных аналогов.

Российский минимализм-2

Анна Семенова

«Дом в радость»

Толковая и подробная книга. В четырех главах рассказывается о том, как поддержать в порядке:

1) дом,

2) себя,

3) о тайм-менеджменте в хозяйстве,

4) о расхламлении.

ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ДОМА В ПОРЯДКЕ

предлагается алгоритм из семи шагов, среди которых:

  • Найти «точки опоры» — выбрать места, где вам НРАВИТСЯ наводить порядок.
  • Определить ключевые зоны — где нужна регулярная домашняя работа по возвращению вещей на места и гигиенической уборке.
  • Выработать маршрут экспресс-уборки. Например: «коридор + раковина ванной + зеркало + туалет + обеденный стол + спальня + центральная зона гостиной — это стандартное движение зашедшего в дом человека».

domvradost.jpg

Базовые принципы:

Нужные вещи на удобных местах. Самый эффективный способ сократить время на уборку — это уменьшить потребление вещей. Согласна, проверено практикой.

Удобное хранение. Показалось остроумным решение «менее аккуратным — лучшие полки». Если максимально облегчить неряхам процесс возвращения вещей на место, они станут чаще это делать. А аккуратисты и так всё на место кладут.

Что запомнилось из «секретов быстрого порядка»:

Тематические станции — группы вещей в коробке, подносе, лотке, собранных для определенной цели: наборы для рукоделия, канцтовары, вещи для уборки, поднос с заварочным чайником, сахаром, банкой кофе. Такую коробку удобно перемещать из комнаты в комнату. Такой подход я уже встречала у практикующих минималистов.

Теория завершенного дела: «взяли вещь в руки, почувствовали ее подушечками пальцев — и не выпускайте до тех пор, пока не завершите весь цикл взаимодействия до конца».

Бытовая техника, бытовая химия, инструменты для уборки должны быть удобными, качественными, эффективными. «Хорошие бытовые вещи – это инвестиции».

ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ СЕБЯ В ПОРЯДКЕ

предлагается выстроить систему, чтобы жизнь была в радость и не состояла из сплошных обязанностей.

О необходимости отдыха, и как его не перепутать с продолжением бурной деятельности:

«Когда сценарий «естественности» сбоит, под видом отдыха мы придумываем для себя альтернативные виды активности и не понимаем, почему остаемся разбитыми и опустошенными даже после, казалось бы, приятного и интересного похода с друзьями в кино и ресторан. Так происходит потому, что мы так и не начали отдыхать, а занимались потреблением и продуцированием информации, эмоций, физической деятельностью, перемещениями, т. е. грузили мозг и тело по-прежнему. Хотя думали, что начали отдыхать».

«Отдых – это то, что не имеет никакой иной конечной ценности, кроме самого процесса. Например, плавать «для здоровья», «для укрепления мышц» и т. п. – это тоже своего рода работа. Маникюр, чтобы «прилично выглядеть» (когда для вас это ритуал гигиены или дресс-кода), – тоже вид работы над собой. Плавать или проводить время в салоне красоты ТОЛЬКО ПОТОМУ, что вам приятен процесс, – это отдых».

О списках, столь любимых многими из нас:

«При ЛЮБОМ подходе к оптимизации процесса дела нельзя только добавлять и добавлять, еще надо что-то ИСКЛЮЧАТЬ ИЗ СПИСКА».

СНОВА О ПОЭЗИИ

Свой предыдущий обзор российских книг/произведений на тему минимализма я начинала с эссе Нины Лозы, где есть прямо-таки метафизические прозрения о взаимодействии вещей и человека.

И в этой книге тоже встретились мысли на эту тему! Что называется, круг замкнулся.

«Как у людей, у вещей есть расцвет, а есть старость. Именно в этом дело – в потаенной неприязни к вещам на старых чердаках и в дальних ящиках: в них больше нет энергии. Даже как будто наоборот: такие вещи словно крадут твою созидательную силу, чтобы уцепиться за жизнь. Ты берешь их в руки и уже решаешь «нет, надо выбросить», и вдруг начинает звучать в голове «нет, может еще вот сюда сгодиться», «а можно вот так сделать», «а зато». Зато, зато, зато… Как просьбы о спасении. И так стоишь, рациональным умом прикидываешь, на что предмет еще может сгодиться, но смутные сомнения не несут радости обладания. С этими вещами уже не хочется иметь дело».

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МИНИМАЛИЗМА

Именно они интересовали меня в книгах отечественных авторов на эту тему, и вот два момента.

Расчет на гостей и внезапно зашедших родственников. Об этом постоянно упоминалось в главе об уборке. Ох уж эта наша показуха. Как будто дом — это не приватное пространство, а гостиница, и хозяева должны вечно дрожать в ожидании гостей. Разве мы для них обустраиваем дом, а не для себя для собственного удобства? А если никто никогда не зайдет, то убираться не надо?

Готовясь к ремонту, пересмотрела много видео на эту тему, много интерьеров, и не раз бросалось в глаза, что в лучшем месте комнаты стоят диван для гостей и телевизор, а спальня хозяев — в темном закутке вроде кладовки, без естественного света и воздуха. Или домашний офис в неудобном месте, чуть ли не в шкафу — человек целый рабочий день в шкафу проводит. Мужей особенно часто выселяют на лоджию: слева хозяйственный шкаф, справа муж за компьютером, сверху сушится белье. Зато для гостей диван в красном углу.

Домашнее хозяйство — дело женское. Женщине присваивается титул «хранительницы домашнего очага». До боли знакомо, без комментариев.

Кстати, авторы всех рассмотренных книг о минимализме, доме и поддержании в нем порядка — женщины, ни один мужчина пока не отметился. В то время как, например, в США на эти темы пишет Джошуа Беккер, а в Японии — Фумио Сасаки, и книга последнего — одна из лучших.

Нельзя не заметить, что в переводных источниках ни жрецы, ни жрицы очагов не встречаются. Есть просто дом и его хозяева.

limonova.jpg

Мила Лимонова

«Академия расхламления. Квартира с сюрпризами»

А эта книжка неожиданно оказалась романом! Слона-то я и не заметил. Думала, очередной нон-фикшн. А это жанр «развлекая, поучай» — идеи минимализма и разумной организации пространства завернули в сюжет. Получилась легкая милая книжечка с хорошей пропорцией юмора и городского фэнтези (в книге о доме без домовых не обошлось).

Возможно, кому-то будет легче воспринять эти идеи в такой форме, вместе с ГГ, которая, получив в наследство бабушкину квартиру, учится самостоятельно (без мамы) вести домашнее хозяйство, наводит порядок, разгребает вековые завалы.

Продвинутые подруги учат ее грамотно избавляться от ненужных вещей, продавая их с помощью интернет-ресурса:

«Смотри-ка, вот приложение. “Хламовито” называется».

Или участвуя в экологических акциях по сбору пластика и макулатуры, где молодежь заодно тусит и устраивает личную жизнь.

Автор не преминула похихикать над самими минималистами — мне безумно понравилась подруга-фанатичка, которая выдает всю обойму минималистских штампов, начиная от «визуального шума» до очищения ментального пространства.

ГГ формулирует свой опыт в дневничке, и эти записи, выделенные шрифтом, и есть «теория», внедренная в сюжет.

Если же читатель вдохновится и тоже захочет заняться «магической уборкой», то можно раскрыть содержание — оно представляет из себя стандартную схему расхламления — и воспользоваться, как конспектом.

«Аня расхламляет лекарства», «Аня расхламляет косметику», «Аня расхламляет рукодельные запасы» и т.д. В общем, книжка годная, всё по Мари Кондо.

А вот это — явно выстраданное:

«Если ты читаешь совет и чувствуешь себя виноватой, ленивой или неумелой, не поможет тебе этот совет, разве что на короткое время».

Еще о минимализме, наведении порядка в доме и в душе

Российский минимализм

Минимализм: свобода от хлама

Гардероб минималиста: челлендж 333

Поделиться на:   Facebook  |  Vk  |  Twitter

При перепечатке, указывайте ссылку на vitlive.com