Так же, как в «Войне и мире» порой читают только «мир» и пропускают «войну» (и наоборот), в «Анне Карениной» многие взахлеб читают историю Анны и Вронского, а главы о Левине пропускают. И не только ведь читатели-профаны. В экранизации 2017 года линия Левина принципиально, концептуально пропущена, название сериала — «Анна Каренина. История Вронского». Вот так: а вас тут не стояло. Вообще. Целиком вычеркнули.
Кстати, в детстве, когда я в первый раз читала этот роман, Левин не показался мне неинтересным. Наоборот, каким-то недопроявленным. Как будто вот сейчас должно начаться о нем что-то главное, не менее значительное, чем Вронский+Анна — но всё не начинается. Сидит себе в деревне, силится понять нечто важное — и никак у него не выходит. Ладно хоть женился, почти чудом. Вокруг кипят страсти, гудят поезда, люди рождаются и гибнут — а он всё думает, но никак ни до чего не додумывается. И кончился роман, всё.
Так что вполне себе коммерческое название исследования — «Подлинная история…» — пообещало мне «допроявить» деревенского чудака, несуразного, но симпатичного. Хоть объяснили наконец, как правильно — Лёвин или Левин, важно же! И концепция, как именно Толстой ювелирно «свел своды» романа, показалась убедительной — то есть зачем вдобавок к паре Анна — Вронский (все-таки) нужна пара Левин — Кити.
По отдельной главе отведено на «выяснение отношений» между Левиным и остальными персонажами: Левин и Стива, Левин и Вронский, Левин и Долли, Левин и Каренин, Левин и Кити — множество деталей и подробностей, вытащенных под увеличительным стеклом, дают возможность увидеть то, что проскальзывает при беглом чтении. А с Анной, как ни странно, Левин знакомится только в конце (огромного) романа.
Левин и старик, иллюстрация М. Щеглова. Так и кажется, что это персонаж беседует с автором.
О том, что прототип Левина — сам автор, косвенно (или все же прямо?) говорит тот факт, что Толстой, который считал дневники своим главным произведением и диктовал их даже на смертном одре, не вел дневник, когда писал о Левине. То есть речь и так шла о себе и о главном в себе.
И «недопроявленности» дано объяснение: Левин — так и не повзрослевший подросток, и ведет себя соответственно, на людях чувствует себя неуместным, неуклюжим, конфузится и злится одновременно. Эмпатия еще не выросла — с ужасом взирает на умирающего брата и только хочет, чтобы это скорее закончилось.
Я в таком плане на бородатого тридцатилетнего дядьку не догадывалась поглядеть. Представить, что он просто не чувствует себя таким же взрослым, как, например, его единственный друг Стива, который со всеми и везде на дружеской ноге, гений общения. Думала, просто социопат и немножечко зануда. А плюс при этом минусе (инфантильности) — юношеская способность к развитию и самопознанию, открытость, искренность.
В аудиокниге бонусом шла «Исповедь» Толстого — сначала удивилась, зачем, а потом прослушала, не побоюсь этого слова, на одном дыхании. Очень хорошо, что ее туда включили. Более чем уместно.
Еще о Льве Толстом
3 книги о великом Льве
Мини-Толстой: что надо знать о жизни гения
Семья о Льве Толстом
В чем его вера?
Бальное платье Софьи Андреевны и велосипед Льва Николаевича
Лев Толстой на открытках