Книги приходят к нам разными путями. Например, эту я получила по буккроссингу — есть такой его вариант, когда участники отправляют книги друг другу по почте (управляемый буккроссинг). Он наиболее близок к своей изначальной идее — делиться тем, чем хочется поделиться, книгами, представляющими для самого тебя ценность (а не просто избавляться на специальных площадках от ненужной литературы, хотя и это — благое дело). Таким образом, я познакомилась с романом, с которым мы при ином раскладе очень даже могли разминуться.
Жанр — роман-голограмма — позволяет взглянуть на эту книгу с разных ракурсов: как на космическую фантастику, антиутопию, притчу, символистский роман, романтическую историю и даже сборник стихов, потому что каждую главу здесь открывает стихотворение. Сначала я приняла их за своеобразные эпиграфы, потом поняла, что они существуют равноправно с прозой, создавая смыслы, а не только атмосферу. А поскольку главная героиня — певица, то это еще и ее песни — еще один оптический эффект, добавляющий истории объемности.
На первой же странице двум влюбленным отказано в разрешении вступить в брак — напротив, объявлен запрет с максимальным расстоянием на приближение. Без объяснения причин. И неважно, что речь идет не о египетских рабах или крепостных, распроданных поодиночке, а о версии высокотехнологичного цифрового будущего. Перед нами по-прежнему бездушный мир, где люди разделены по категориям и превращены в шестеренки общественного механизма, который должен исправно обслуживать интересы правящей верхушки. Ничего не меняется. Старые схемы воспроизводятся в декорациях Star Wars и Star Trek.
Однако адмирал Астрофлота и галактическая певица будут идти навстречу друг другу, невзирая на все запреты. А если присмотреться, то в футуристической голограмме мелькает лепесток старинной истории любви — сквозь века передается эстафета не только подлости и низости, но и надежды, доверия, подлинной близости. Наверное, поэтому мир еще не рухнул. Можно и исправленный сюжет Монтекки и Капулетти рассмотреть, что вообще вносит просветляющий мотив.
В послевкусии от этой книги сколько оптимизма, столько же и пессимизма — ни технологии, ни наступившее будущее само по себе не гарантируют счастья человечеству, пока человек сам не изменится внутренне, пока не произойдет качественный скачок, чуть-чуть повыше пещерного уровня. Где они, новые люди, пассионарии и супергерои, со сверхспособностями в виде таланта, интеллекта, дара понимать других и договариваться — их и в вымышленном мире раз да два. И договориться с негуманоидными формами жизни легче, чем с себе подобными якобы людьми.
Витают здесь и идеи прогрессорства и улучшенной человеческой расы, в духе классической советской фантастики. Так что к концу книги нельзя не порадоваться за ее главных героев, сумевших вырваться из системы, в то время как судьба остального мира, созданного Анастасией Ростовой, остается под вопросом — если воспринимать его не просто как фон для ГГ, а как мир со своей судьбой.
Я давно не читала фантастику, и было интересно снова оказаться в иллюзорном мире чистого вымысла, выходящем за рамки моего обычного чтения.
Еще о современной литературе
«Моя рыба будет жить»: роман-слоеный пирог
«Неаполитанский квартет»: книга 1, «Моя гениальная подруга»
Марафон забытых книжных желаний