Чтобы не уйти в бесконечность, поставлю два жирных плюса: замысел и главный герой.
Замысел
Исправлены неувязки и нестыковки канона, вселенная ГП обрела продуманность и многоплановость, а многие характеры, включая Воландеморта, — глубину и объемность. Тот-Кого-Нельзя-Называть перестал быть плоским злодеем, предложены его мотивы — и это не банально, и не несчастливое детство тому виной. Из того, что Роулинг только наметила, Юдковский выжал максимум, и сделал это превосходно.
Главный герой
Мне понравился Мальчик-Который-Думает. Мне понравился ГГ, который действует на основании этических норм. Мне понравился ГГ, который хочет быть героем: сознает свою миссию и свои возможности, а не просто плывет на волне событий, потому что тут рядом оказался. Его «лекции» меня не напрягали, мне было интересно. В отличие от Вольки, который воспитывал единственного Хоттабыча, ГП попал в целую страну Хоттабычей, увязшую в средневековье с пергаментами и перьями (шариковая ручка воспринималась как диво), конечно, на этом фоне его познания выглядят необычно.
Гарри из этой книги стремится заботиться как об отдельных людях, так и обо всем человечестве. Два момента: он привозит маме волшебную аптечку (хотя никто его об этом не просил, родители не инвалиды, у них нет хронических заболеваний) и удивляется, что его мать, Лили, не сделала того же самого для своих родителей. А в конце, получив философский камень, вычисляет, сколько человек им можно исцелить за единицу времени, и собирается устроить лечебницу. Здоровье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный. Никому, кроме Гарри, это и в голову не пришло. За века. Вот это любовь и забота. Думаю, Гарри будет хорошим правителем. Ни в одном отзыве из тех, что я перечитала, эти моменты отмечены не были, а для меня они стали определяющими.
Что же до скальда, то практика заимствования сюжетов давно не удивляет. Читали мы и Буратино, и Волшебника Изумрудного города. Из высокой литературы — Шекспира. Кто помнит источники его пьес? Все знают Шекспира.
Немного цитат
Все стены до последнего дюйма заняты книжными шкафами. B каждом шкафу по шесть полок, которые доходят почти до потолка. Некоторые полки плотно заставлены книгами в твёрдом переплёте: математика, химия, история и так далее. На других полках в два ряда стоит научная фантастика в мягкой обложке. Под второй ряд книг подложены коробки и деревянные бруски так, что он выглядывает из-за первого и можно прочитать названия стоящих в нём книг. Но и это не всё: книги перебираются на столы и диваны, образуют небольшие стопки под окнами. Так выглядит гостиная дома, в котором живут известный профессор Майкл Веррес-Эванс и его жена, миссис Петуния Эванс-Веррес, а также их приёмный сын, Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес.
— Ну, прозвучало, конечно, немного высокопарно, — сказал он. — Я имею в виду что-то наподобие бэконовского замысла, а не политическую власть. «Достижение всех возможных благ» и тому подобное. Я хочу провести экспериментальные исследования заклинаний, определить стоящие за ними законы, сделать магию областью научного знания, слить воедино миры волшебников и маглов, повсеместно улучшить качество жизни, продвинуть человечество на века вперёд, раскрыть секрет бессмертия, колонизировать Солнечную систему, исследовать галактику и, самое важное, понять, что, чёрт побери, здесь творится, потому что всё происходящее вокруг абсолютно немыслимо.
— Итак, — продолжил Гарри Поттер, — какие области науки тебе знакомы? Я изучал высшую математику, немного разбираюсь в теории вероятностей Байеса и теории принятия решений, достаточно хорошо знаю когнитивистику. Я читал первый том лекций Фейнмана, «Суждение при неопределённости: эвристика и предвзятость», «Язык в мысли и действии», «Психологию влияния», «Рациональный выбор в неопределённом мире», «Гёделя, Эшера, Баха», «Шаг в будущее»…
Вот почему Гарри бесстрашно взирал на необъяснимость магии. Люди поглощены настоящим. Они изучают в школе химию, биологию, астрономию и им кажется, что эти фундаментальные науки никогда не были тайнами. Как бы не так! Когда-то загадкой были даже звёзды в небе. Лорд Кельвин однажды назвал истинную природу жизни и биологии — например, то, как мышцы реагируют на команды мозга, а дерево вырастает из крошечного семени — «бесконечно недосягаемой» тайной для науки. (Заметьте, не чуть-чуть недосягаемой, а бесконечно недосягаемой. Лорд Кельвин явно тащился от собственного невежества.) Все знания на свете — это вопросы, на которые кто-то когда-то нашёл ответ.
Большинство людей боится, мисс Грейнджер, — заметил старый волшебник. — Они проживают всю свою жизнь, окружённые парализующим страхом, который отсекает всё, чего они могут достичь, всё, чем они могут стать. Страхом сказать что-то не то или сделать что-то не так, страхом потерять своё имущество, страхом смерти и сильнее всего — страхом, что подумают люди.
Судя по всему, все теперь считали, что Гарри способен вытаскивать чудеса из шляпы всегда, когда это ему потребуется. В этом было что-то кошмарное. Получалось, что если ты не можешь сделать невозможное, ты разочаровываешь своих друзей и не используешь свой потенциал…
о Времени стоит беспокоиться только в том случае, если вы — часы.
Нет смысла пытаться возложить ответственность на тех людей, которые всё равно не изменят своего поведения. И если вы посмотрите на дело с такой стороны, то поймёте, что обвинять имеет смысл только самого себя, потому что именно вы и есть тот единственный человек, чьи действия вы можете изменить, возлагая на него ответственность.
Гарри воспользовался чарами, которые удерживали его очки на носу, как бы он ни крутил головой — он выучил это заклинание для битв.
Любой, кто способен сыграть роль Волдеморта, и есть Волдеморт.
С по-настоящему взрослой точки зрения, звёзды — это гигантские кучи ценного сырья, которое, к сожалению, загорелось, поэтому их надо разобрать и потушить, — хотя, конечно, нельзя сказать, что Гарри часто смотрел на звёзды именно с такой мыслью.