Кэмпбелл и его схема

А что бы мы делали, если бы Кэмпбелл не сотворил свою универсальную схему о мономифе? Как бы книжки-то писали? Как бы фильмы-то снимали?

Кэмпбелл и его схема

Несмотря на то, что после Проппа и его анализа волшебных сказок эта книга кажется вторичной, читается она легко и с удовольствием — во многом благодаря начинке из всевозможных мифов, знакомых и незнакомых. И иллюстрирована хорошо.

Вместе с тем не покидает ощущение, что людей сразил наповал успех Лукаса с его «Звездными войнами», и концепция Кэмпбелла в какой-то момент была принята за аксиому, и все пошли лепить «путь героя», и понаделали шаблонов — типа того, что герой должен развиваться, а то неинтересно.

Kempbell2.jpg

Но это лишь один из вариантов. Какой-то должен, а какой-то нет. Дон Кихоту, например, зачем развиваться? Когда с ним это все-таки случилось, он перестал быть собой и оставалось только умереть. Колобку зачем развиваться, и куда? Обломову? Чичикову?

Однако Кэмпбелл прочитан, взят на щит, и с тех пор мир кишит однотипными неинтересными фильмами, наштампованными по правильным сценариям, про книги умолчу. Виноват, конечно, Кэмпбелл.

А как люди жили до возникновения мифов? Ведь жили же. (Ответ: суперкреативно, изобрели язык, искусство — всё то, чем мы теперь пользуемся, придя на готовенькое.)

А создание мифов — это законченный процесс или длящийся, как сама жизнь? Возможно обновление мифов и схем, или без обновления невозможно? Или всё застыло в архетипах и механически воспроизводится по схемам, заложенным в незапамятные времена? Это всё Кэмпбелл провоцирует на вопросы.

Kempbell3.jpg

Хотя он на самом деле никаких схем построения сюжета не навязывает, а прямо говорит в последней главе, что «сегодня все эти мистерии утратили силу; эти символы больше не находят отклика в нашей душе», и вообще, новое время — новые песни.

«Но одно мы можем уже утверждать определенно – что постепенно будут появляться новые символы, и в разных уголках мира они будут различными; все жизненные реалии – региональные, расовые, культурные особенности должны объединиться в новых жизнеспособных символах».

Но зачем что-то создавать, когда можно старую раскраску раскрашивать...

Обзоры других книг о писательстве

«Трудно быть в России «интеллигентом», еще труднее — литератором»

«Поначалу я мечтал о соперничестве с Достоевским»

«Литература, вероятно, начнется опять, когда заниматься ею будет совершенно невыгодно»

Еще о психологии

Эрик Берн и Клод Штайнер: игры и сценарии

Какую музыку играет оркестр случайностей?

Наука из снов и видений

Поделиться на:   Facebook  |  Vk  |  Twitter

При перепечатке, указывайте ссылку на vitlive.com