Начинать наугад с конца — отличный способ читать книжные серии. Именно так я начала трилогию «Поперек программы» — с последнего романа «Эликсир для президента». А потом приступила к первому, «Камуфлет».
Нет, правда — способ что надо. Во-первых, книжки этой серии «работают» и по отдельности. Во-вторых, обостренное внимание не снижается на протяжении всего пути, который проходишь вместе с героем. Успеваешь проникнуться к этому герою симпатией. Втягиваешься в приключения и злоключения, начинаешь прозревать скрытые смыслы, вторые и прочие планы (они там есть). И в то же время набирается куча вопросов-зацепок: а как? а почему? а с чего начиналось?
И самый главный —
Но откуда же Зло?
И что это за загадочное учреждение — Академия метанаук, куда герой-провинциал, слоняющийся по Москве, попадает прямо с улицы? Помесь Хогвартса, КГБ и НИИЧАВО? Или еще что-то покруче?
«Ни наука, ни религия в отдельности не способны объяснить многое. Нужна более общая точка зрения. Наука плюс религия и, вероятно, что-то ещё. Может быть, магия?»
Вообще-то главная задача главного героя — вернуть утраченный писательский дар. Но по пути можно и судьбы мира решить. А что такого? Вся элита в Академии, призванная спасать мир, использует сверхвозможности, чтобы, допустим, курс доллара узнавать в личных целях. Люди как люди, как говорится.
И вот среди них возникает этот новенький, который поперек, и задает вопросец. А на него сам Генеральный Вождь (у которого нет ни постоянного имени, ни устойчивой внешности: то как Брежнев выглядит, то как царь-батюшка, то как этот, с усами и трубкой… Тот-Кого-Нельзя-Называть) ответить затрудняется.
— М-да, ваш вопрос — всем вопросам вопрос. Это же тройственный узел!
— Тройственный узел?
— Ну конечно. Разве не так:
ОТКУДА МЫ ПРИШЛИ?
КТО МЫ ТАКИЕ?
КУДА МЫ ИДЕМ?
Сразу скажу, что это не только динамичная, захватывающая, но еще и умная фантастика. Автор не просто показывает движущиеся картинки — он надевает на читателя шлем виртуальной реальности и дает возможность следовать за всеми похождениями и извивами мысли своего персонажа.
Причем находиться в этой голове чрезвычайно интересно: повышенная плотность мысли не утяжеляет роман благодаря ироничному стилю и вороху аллюзий, от Бунина до «Кин-дза-дзы». Я, например, припасла «Камуфлет» на новогодние каникулы, но не удержалась, заглянула раньше — и всё, понеслось.
«На тягаче, в центре гигантской, с баскетбольную площадку, платформы возвышается памятник: Железный Феликс. В длинной шинели с кровавым подбоем. А вокруг замерла толпа необычно одетых — одни обмотки чего стоят — людей. И рядом сверкающий металлом альтернативный герб: орёл с двумя головами, увенчанными крупными рубиновыми звёздами. В правой лапе хищная птица сжимает огромный, с человеческий рост, молот, а в левой — столь же устрашающих размеров серп».
Ну как, страшноватенько? Фантастика?
Язык романа — лаконичный, отточенный, портреты персонажей — запоминающиеся. Такой, например:
«Интересные бывают лысины. Многим мужчинам, особенно интеллигентным, даже идут, придают обаяния. А бывают плешаки — так бы и треснул».
Но что же вечные-то вопросы? Роман романом, а по ходу чтения возникает иллюзия, что вот сейчас из бочки вылезет некрасивый, но мудрый Сократ — в облике всезнающего Президента Академии — и наводящими вопросами подведет тебя к прозрению. К окончательной Истине. Всё будешь знать про всё. И на все времена. Тайну мира. Однако:
«Готовый ответ исключает прогресс. А любая задача важна не лишь сама по себе - но и как повод для умножения способностей».
Мир опять висит на волоске
В третьем романе «Миллион долларов до конца света» мистическая Академия метанаук по-прежнему спасает мир от внутренних и внешних угроз, незаметно присматривая за беспечным человечеством.
А главный герой, который попал в эту организацию как будто случайно, не только стремительно освоился в незнакомой обстановке, пообщался с самым высоким начальством и угодил в большие приключения — он еще и сунул нос куда нельзя. В документы под грифом «абсолютно сугубо».
Александр Константинов ведь только кажется рядовым чудаком, вдобавок одержимым страстью к сочинительству — а на деле не так-то прост. В чем и убеждаешься по ходу чтения. Итак, А.К. должен смыть позор и восстановить свое честное имя, а заодно писательский дар, который в наказание отняли — а для этого выполнить невыполнимую миссию.
И если читатель выберет этот роман, чтобы, например, скоротать время в дороге, то не заметит, как приедет или прилетит. А если это книга, припасенная на выходные (как у меня), то впереди будет несколько ярких часов, полных крутых сюжетных поворотов и юмора.
Плюсы
-
«Подкладка» у трилогии философская, вопросы решаются непростые: как сохранить лучших представителей гомо сапиенс, когда мир вот-вот погибнет? кого НЕ спасать? И наконец: как быстро заработать миллион?
-
Однако писатель трудится еще и в научно-популярном жанре, а потому легко и интересно о сложном — его конек. В романе он с этим справляется с помощью юмора. В аннотации пишут, что автор продолжает традиции Ильфа и Петрова, мне же кажется, что юмор органичный и ничьи уши оттуда не торчат.
-
Удачные диалоги придают достоверность фантастическим событиям и одновременно рисуют живые физиономии персонажей.
-
Что еще понравилось? Что старый добрый постмодернизм жив и, в общем, процветает — текст насыщен множеством аллюзий и скрытых цитат, причем все грабли и ружья стреляют. Одни читатели могут ловить пасхалки, остальные — просто участвовать в приключениях.
- Привязка фантастического мира к реальным деталям создает эффект правдоподобия. Я не поленилась заглянуть в Википедию — и обнаружила, что индий, галлий и европий и правда существуют в таблице Менделеева, что автор не насочинял эти сказочные алхимические элементы, которые играют в сюжете не последнюю роль. Это я к тому, что в жанре фантастики есть скользкий момент, когда писатель может увлечься и перейти меру, громоздя причудливые вымыслы — здесь автор этот подводный камень благополучно проскакивает.
А сейчас крамолу скажу.
Крамола
На мой взгляд, значение спойлеров сильно преувеличено. Чего все так из-за них кипятятся? Сейчас я вас отучу от страха спойлеров. Возьму и расскажу, в чем суть:
«И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо на нас. Скоро он упадет и всех нас задавит. Ужас что будет!»
Но больше — ни звука.
Ладно, цитата из Незнайки, но в романе об этом много чего есть. И больше — ни звука. Только про бонусы.
Бонусы
Попутно можно узнать подноготную издательского мира, азартных игр и сетевого маркетинга.
Автор Татьяна Краснова