На Бали я уже побывала вместе с Элизабет Гилберт, которая, поев в Италии и помолившись в Индии, получила на третьем этапе любовь — и в комплекте мудрость от учителя Кетута. И вот еще один искатель счастья — молодой представитель западной цивилизации, учитель в отпуске. Целитель ставит ему диагноз: «Вы очень несчастны» — и предлагает бесплатно помочь. Как учитель учителю.
Мне было тревожно за молодого человека: с такой готовностью он отдал себя в руки гуру, с таким простодушием глотал прописные истины. Легкая добыча для сектантов всех мастей, ладно хоть налетел не на них, а на порядочного человека. Который, однако, напомнил «волхва» из одноименного романа Фаулза: он точно так же, пусть и в благих целях, кукловодил и манипулировал, разыгрывал спектакль, режиссировал для пациента катарсис. В итоге тот поверил в то, что счастье — в его руках, и только от него зависит, бросить ли нелюбимую работу и заняться ли творчеством.
Ох уж это неистребимое желание чуда, детское малодушие, с которым свобода и ответственность передаются кому-то «старшему» и «мудрому» (учителям, вождям, ведущим тренингов), надежда найти истину где угодно, только не внутри себя — а в древних практиках и экзотических странах.
Недаром Кетут Второй бился, доказывая ГГ, что не нужен ему никакой учитель.
«слушая других, человек не развивается. Только действуя и накапливая собственный опыт, он растет над собой».
Параллельно мы видим модель счастья по-балийски — чем живы люди, которые всё время улыбаются и никому не могут сказать «нет».
«Бали был единственным местом на земле, где я не смотрел на часы каждые тридцать минут. Время здесь не имело значения. Сколько есть, столько есть – не важно. То же самое с погодой: никто не пытался узнать, какую температуру обещают на завтра. Все и так знали, что новый день принесет и тепло солнца, и прохладу дождя. Так что незачем разводить суету. Балийцы с благодарностью принимали то, что посылали боги, не приставая к ним с глупыми вопросами».
«На Бали жизнь людей протекает в области сакрального. Их религия не привязана к исполнению ритуалов в определенные часы или дни недели – они пребывают в постоянном контакте с богами. Балийцы словно пропитаны своей верой, она присутствует в них постоянно. Всегда спокойные, мягкие, улыбчивые – очевидно, это самый славный народ на Земле, не считая жителей Маврикия. Эти люди всегда в хорошем расположении духа; кажется, ничто не может вывести их из себя. Они спокойно принимают все, что судьба посылает им. Все, кто приезжает на Бали, ощущают себя словно в раю. Думаю, они весьма удивятся, узнав, что такого слова в балийском языке нет. Для местных рай – естественная среда обитания, поэтому логично, что у них нет для этого специального термина, так же как у рыб вряд ли есть слово, обозначающее воду, в которой они проводят жизнь».