Богоискательство с тысячью лиц

Любопытно наблюдать, какие причудливые формы может принимать богоискательство — от мистических до аналитических. Одни страстно ищут Творца, другие так же страстно — его отсутствие.

Богоискательство с тысячью лиц

Юлия Латынина «Иисус. Историческое расследование» и «Христос с тысячью лиц»

Обе книги привлекают множеством использованных источников: от хорошо известных до недавно открытых, таких как кумранские свитки или «славянский Иосиф», от канонических до апокрифических евангелий и апокалипсисов, а также зарубежных работ, например Роберта Айслера и Сэмюэля Брэндона.

Таким образом, это книга о книгах, написанная на основе книг. Это не про веру. Это про интерпретации сюжетов. И не про личность Христа, а про тот самый «образ» героя литературного произведения. В этом свитке он «раскрывается» так, а в том — эдак. Филология.

А поскольку исследуемые исторические события отстоят от нас на две тысячи лет и объективных данных вроде видеозаписей не осталось, источниками и являются только тексты, априори субъективные. Со всеми вытекающими: их сохранность, подлинность, их задачи и целевая аудитория, ангажированность авторов, трудности перевода, культурный и исторический контекст, цензура, редактура, ошибки переписчиков и опечатки, уничтожение альтернативных версий и неугодных книг.

И всю эту (гигантскую) сумму знаний, накопленных человечеством на тему христианства, можно представить как множество элементов, из которых каждый складывает собственный пазл, свою картинку, в зависимости от широты кругозора и глубины интереса. Каждый, подобно Латыниной, может предложить своё самостоятельное видение. Все источники открыты. Еще одну старинную рукопись в пещере нашли? Отлично, еще один пазл и повод обновить картинку. Другое дело, что большинство или не ставит самостоятельных задач, или не продвигается дальше молитвослова.

А потому поражает масштаб интереса, с которым неверующий автор осваивает тонны религиозной литературы, и страстность, с которой она аргументирует свою версию. Прямо богоискательство, только от противного.

П. И. Мельников (Андрей Печерский) «Письма о расколе. Тайные секты. Белые голуби»

Исторические очерки Мельникова-Печерского читаются с ещё бОльшим интересом, чем его романы, знаменитые «В лесах» и «На горах». Чиновник по особым поручениям, занимавшийся исследованием старообрядчества, изъездивший всё Заволжье, прекрасно знавший нравы и быт этих людей, а также имевший доступ к архивам и документам, пишет не только достоверно, но и увлекательно. Приводит песни, молитвы, истории жизни — такие затейливые, что захочешь, а не выдумаешь.

Читая о раскольниках и сектантах — хлыстах и скопцах, не перестаешь удивляться, какое место в жизни людей всех сословий занимало богоискательство. Им это было интересно до такой степени, что они платили за свою веру/ересь/суеверия и личным комфортом, и жизнью. И тот же самый народ спустя короткое время решил обойтись без бога вообще.

Эксперимент удался, бога вынесли за скобки. Конечно, современный человек имеет несоизмеримо большее число возможностей, чем себя занять, развлечь, какую информацию потребить — так тем более сто лет назад могли бы ограничиться жизнью на уровне куска хлеба. Просто жить и всё, как будто нет никакого Создателя. Сейчас ведь это выходит так легко, непринужденно и естественно. Так нет, шли поперек течения, бунтовали против официальной церкви, искали личную, живую связь с богом.

И всё это величайшее духовное напряжение испарилось. Личное бессмертие перестало занимать умы и волновать сердца, по крайней мере массово. Только изменением социальных условий и научным прогрессом это не объяснишь. Вероятно, существует религиозная одаренность народа, сходная с пассионарностью, которая или есть, или нет. Уходит, как вода в песок.

Александр Дворкин «Сектоведение»

«Я поставлю старую пластинку на такой же старый патефон...»

Подробная, на 800 страницах, классификация — от давно известных мормонов и свидетелей Иеговы до сравнительно недавно появившихся движений, вроде культа Анастасии.

Общая картина, однако, удивляет однообразием. Любопытствуешь, что нового явили миру религиозная мысль и религиозное творчество — а ничего. За вычетом индуистских течений, всё то же перепевание библейских мотивов: заявляется или реинкарнация мессии, или его очередное пришествие. Даже если стилистика космическая или научно-психологическая, суть та же — паразитирование на давно известном сюжете, нового никак не выдумают. Оскудела фантазия. У неоязычников — тоже повторение пройденного.

Если рассматривать книгу в социальном плане, с точки зрения жажды власти/самоутверждения/обогащения с одной стороны, и подчинения/доверчивости/инфантильности — с другой, то, разумеется, все эти игры в богов — чудовищное зло. Очень жаль пострадавших. Эмоциональные истории тех, кто вырвался из «братств» и «общин», показывают, как сложно вернуть мозги на место.

Меня этот обширный труд интересовал с точки зрения сюжетосложения и мифотворчества — но и тут печаль, застой, заезженная пластинка.

В. Я. Василевская «Катакомбы XX века»

История православной церкви начала 20 века не менее трагична, чем в 17-м, во время раскола. И важно знать, что кроме тех, кто был уничтожен и в наши дни составил сонм новомучеников, и тех, кто пошел на соглашательство с властью, была часть священства, которая ушла в подполье. Да и странно было бы, если бы не нашлось во всей России никого, кто не захотел бы молиться на литургии за безбожную власть. Так, подобно граду Китежу, ушедшему под воду, появилась невидимая церковь. Конечно, на память сразу приходят и первые христиане, совершавшие богослужения в катакомбах на гробах мучеников, отсюда название.

Представители катакомбной церкви тайно собирались на богослужения в частных домах. К послевоенному времени всех их нашли и репрессировали. Осталось крайне мало и свидетелей, и свидетельств, тем ценнее этот сборник, включивший воспоминания прихожан таких подпольных церквей. Это живые, эмоциональные рассказы людей о своих судьбах, о путях, которыми они пришли именно к такому исповеданию веры, о том, как удавалось вести двойную жизнь, работая в советских учреждениях, находить (или не находить) общий язык со своими близкими, о священниках этого направления и их отношении к пастве.

«Будущие поколения должны знать всё об этом времени, одновременно и тяжелейшем и прекрасном, потому что в свете поруганных горящих святынь ярко обозначились и определились, и разделились гонители от гонимых, мучающие от мучеников. Такая четкая граница пролегла между ними, что и сейчас, столько лет спустя, мы видим и физически ощущаем реальность ее существования».

Тиража книги явно не хватит на все 80% населения, называющих себя православными, да и в продаже ее сейчас не видно, но она есть в открытом доступе в интернете.

Еще о религиозности

В чем его вера?

Религиозность в современном мире: а что нового?

Современая литература о христианстве

Тень бога

Кто сидит на Олимпе

Поделиться на:   Facebook  |  Vk  |  Twitter

При перепечатке, указывайте ссылку на vitlive.com