Бесконечное лето

Подходящая книга для середины зимы — столько в ней солнца, доброты и юмора. Счастливое детство без штампов и сентиментальных слюней.

darrell.jpg

Как вырастить великого человека

В жизни натуралиста Джеральда Даррелла было два острова — нормандский Джерси, где он основал свой уникальный зоопарк, и греческий Корфу, где прошло его детство. И эта книга — настоящие каникулы в солнечном мире детства, в кругу экстравагантного английского семейства, их друзей и питомцев. Каждый — яркая индивидуальность, всех узнаешь по именам: собаку, черепаху, сову, братьев, геккона, учителей, соседей, ослика… Разве что многочисленных гостей невозможно запомнить. Сложно определить, кто интереснее — люди или звери. Пожалуй, 50 на 50.

Самая очевидная метафора — рай. Обусловленный довоенной рентной экономикой. Семья из пятерых человек, четверо из которых — взрослые, живет припеваючи, никто не работает (ради денег), все занимаются любимыми делами. Джерри растет на свободе, вне палочной школьной системы, занимаясь исключительно наблюдениями за дикой природой и время от времени посещая частных репетиторов, которые его не особо мучают. Однако вырастает не оболтус, а всемирно известный ученый, спасший 156 редких и вымирающих видов животных и написавший 30 книг.

Слушая аудиокнигу (проект «Нигде не купишь»), параллельно смотрела сериал «Дарреллы» — получилось удачно, потому что, во-первых, фильм не повторяет книгу, а во-вторых, снимался он частично на Корфу, и можно убедиться, что природа там действительно великолепная. Прослушав очередной фрагмент, рылась в интернете, отыскивая фото животных, о которых шла речь, чтобы рассмотреть их во всех подробностях.

«Мало-помалу остров незаметно, но властно подчинял нас своим чарам. Каждый день нес в себе такое спокойствие, словно время остановилось, и хотелось, чтобы он никогда не заканчивался. Но потом ночь медленно отступала, и нас ждал новый день, блестящий и яркий, как детская переводная картинка, с тем же ощущением нереальности».

Книга vs. фильм

Книга понравилась больше, потому что в ней больше животных и самого Джерри, а в фильме на них приходится едва ли 1/10. Но мальчик, исполняющий роль, очарователен. И вообще актерский состав удачен — все похожи.

Конечно, это не экранизация, а «по мотивам», но: если просто посмотреть сериал, не читая книгу, то всё поймешь шиворот-навыворот. А если читать книгу, но не заглянуть в интернет, не узнаешь много важного.

Во-первых, нищета английского семейства целиком на совести киношников. Настоящие Дарреллы потому и уехали в Грецию, что могли безбедно жить там впятером на одну пенсию.

«…в то время — особенно на греческую мерку — мы были неплохо обеспечены, никто из нас не работал в обычном смысле этого слова, а потому большую часть жизни мы развлекались».

Это принципиальный момент, потому что он создает ту довоенную атмосферу благополучия и респектабельности, которая так отличает, например, детективы Агаты Кристи. В широком смысле это та норма человеческого существования, вне лихорадочной гонки за куском хлеба, где есть место и семейным традициям и привязанностям, и развитию талантов. Не выживание, а собственно жизнь.

Второе — старший брат Ларри. В фильме — 23-летний маменькин сынок, возомнивший себя писателем. Идеальный комический персонаж. Реальный Лоренс Даррелл — известный писатель, его романы имели большой успех и у критиков, и у читателей. В годы войны был дипломатом и пресс-атташе в британском консульстве, а еще — шпионом в Александрии Египетской. Написал сценарии нескольких фильмов и сам снимался в кино. Несмотря на популярность в мире, у нас известен лишь как персонаж романов младшего брата. Кстати, на Корфу он приехал первым, вместе с женой (та самая Нэнси из сериала), а потом уже привез мать с братьями и сестрой.

Вот такая «карьера» в сериале — от писателя с мировым именем до неудачника. Никаких эмоций, только факты. Искусство живет по своим законам.

И наконец, мама — в книге это мудрая невозмутимая женщина, золотой стандарт диалога с детьми: «Да, милый». Она не носится с младшеньким, не запрещает ему возиться со зверьем и исследовать остров. Десятилетний мальчик один гуляет целыми днями, лазает по скалам, знакомится с местными жителями, купается и выходит на лодке в открытое море. И с ним НИЧЕГО НЕ СЛУЧАЕТСЯ. Современные дети, которым не дают сделать ни шага без сопровождения, от души бы ему позавидовали.

А потому я с недоумением взирала на неврастеничку в сериале, которая без конца устраивает свою личную жизнь и личную жизнь взрослых детей, а Джерри то и дело одергивает, чем-то всегда недовольна и что-то постоянно запрещает и активно выступает против его домашнего зоопарка.

Актерская игра безупречна, оба варианта по-своему хороши, но всё же — дистанции огромного размера.

Чудо-остров

Третья книга снова хороша — тем же, чем две первые. События в трилогии не выстроены хронологически. Просто после успеха первой книги автор возвращается в мир своего детства и вспоминает еще несколько историй. Тот же отрезок времени, те же декорации, те же полюбившиеся персонажи. А потом, после успеха второй книги, проделывает этот фокус в третий раз. И снова у него получается! Даже технически ему удается трижды зайти в ту же воду.

Три книги об одном и том же — а ты готов бесконечно слушать об этих людях и о зверях. Даже если бы автор вдруг решил сделать четвертый заход!

Еще о зимнем чтении

Медленное чтение: долгими зимними вечерами

Тургенев зимний и Тургенев летний

Поделиться на:   Facebook  |  Vk  |  Twitter

При перепечатке, указывайте ссылку на vitlive.com