Для меня это было знакомство с художником — ровесником 20-го века, авангардистом и экспрессионистом. Его работы привезли из Третьяковки, Русского, Пушкинского и 18 региональных музеев, а также из 12 частных коллекций.
На картинах самолеты, дирижабли, парашюты, аэродромы и много-много воздуха.
Однако Лабас стремился изображать не технику, а состояние полета — тот новый опыт, который только что открылся человеку, и чему нельзя было научиться в художественных академиях.
По сути, состояние счастья, легкости, прозрачности — такое настроение и создают его работы.
Во время первого полета на самолете художник попал в авиакатастрофу, испытал состояние невесомости — и нашел свою тему в творчестве.
Городской транспорт, скорость, уникальное сочетание на улицах автомобилей и лошадей — не только движение техники, но и движение времени.
Футуристическое оформление залов поддерживает атмосферу, созданную на картинах.
Эти «рельсы» бегут и бегут — в лучшее будущее, вероятно.
Когда художник рисует не небо, а землю, это всё равно вид сверху. В детстве он любил наблюдать за жизнью города с балкона.
А когда, спустя годы, в начале 60-х, после обвинений в формализме и долгого периода забвения, получил квартиру, то больше всего радовался не отдельной ванной или кухне, а балкону, с которого можно было писать городские пейзажи.
Так среди самолетов и космоса неожиданно всплыла балконная тема, которая одно время очень меня занимала!
Такую открытку купила в сувенирной лавке, но увы — ни открытки, ни репродукции, ни мои фото не передают «воздушность» настоящих картин!
Запомнились некоторые выдержки из дневников художника — оригинальные мысли и наблюдения, и писал хорошо.
Выставка проходит до 25 мая, еще больше месяца до закрытия, можно успеть.
Еще культпоходы на выставки
«Передвижники» в Третьяковке
Серебряный век в «Новом Иерусалиме»